Единством сильны, мечтами едины
Семья Лиды и Вячеслава Зарецких в прошлом году разбогатела. Нет, не в одночасье. Для этого понадобилось время и горы терпения. Зато результат каков: восемь детских голосов, пусть даже и не родных, каждый день трогательно тревожат душу. И это не только богатство. Это — счастье!
Стать приемной семьей для восьми чужих ребятишек, поверьте, непросто. Да Зарецкие никогда и не думали, что настолько станут богаче. Просто так получилось. Лидия Антоновна работала в школе-интернате. Все дети были на виду. Некоторые часто приходили погостить на выходные, не было такого, чтоб в семье не было чужих детей. Родные дети (они уже достаточно взрослые и подарили родителям внуков) тоже привыкли к присутствию в их доме гостей из интерната. Так постепенно и разрослись семьей, а в прошлом году районные власти и итальянские друзья помогли им с покупкой и ремонтом просторного дома. Знакомимся…
Светлане Евсеенко пятнадцать. Девочка стала бывать у Зарецких с четвертого класса. Очень ответственная девочка, не разочаровывала приемных родителей ни разу. На Светлану всегда можно положиться, она заслуживает доверия. Лидия Антоновна поспешила поделиться приятной новостью: Света поступила в итальянский колледж мира (она неплохо владеет итальянским языком). Сейчас на уровне области решается вопрос о возможности ее учебы в Италии. Девочка очень этого хочет.
Женю Косуху и Юру Шаферова мне застать дома не удалось — вместе с другими учащимися профессионально-технического училища они уехали на сельхозработы в ОАО «Сергиевское», что в России. Женя трудолюбивый, простой.
Толик Шаферов с виду очень спокойный.
Есть еще Сашка Алесейко, скромный, улыбчивый. У него на днях случилось горе — погибла родная сестренка… Сашка мечтает уехать в далекую Италию: семья, в которой он гостит, не имеет детей и души в нем не чает.
Катя и Андрей Павельчуки уроженцы нашего района. Кате тринадцать, Андрею — четырнадцать. Мама их живет в одной из деревень нашего района. Зарецкие неоднократно предлагали брату и сестре съездить к родной матери, они наотрез отказались.
Катюша уже влилась в школьную программу, подтянулась в учебе.
У четырнадцатилетней Кристины Косуха дела в учебе тоже несколько улучшились.
Лидия Антоновна старается не упускать эту важную область из виду. Ведь после школы-интерната они были несколько распущены в плане учебы. Да и ребятишки сами поняли, что хорошие оценки нужны им самим. И в первую очередь, чтобы самоутвердиться в школьном коллективе, где они для одноклассников поначалу были просто «интернатовцами». Походы в школу из-за этого были для них неприятны. Теперь ребятишки даже остаются на факультативные занятия. Ведь они довольно самостоятельные и вполне неглупые дети!
Несмотря на то, что выросли Светлана, Женя, Юра, Сашка, Кристина, Андрей, Толик и Катя под одной крышей казенного заведения, все они разные. К каждому нужен определенный подход. Сложно ли было найти с таким количеством таких разных и уже взрослых детей с уже сформированными характерами общий язык?
— Нелегко, — призналась Лидия Антоновна. – И сейчас не всегда просто. Если нужно за что-то наказать, стараешься уже найти и подобрать такие слова, чтоб не обидеть ребенка. Я в основном разговариваю с девочками, супруг — с мальчиками. И здесь я кое-чего достигла: девочки делятся своими секретами, просят совета. Конечно, стараемся относится к ним с пониманием. Позволяем все, но под контролем. Если, например, на дискотеку идут, то и мы идем. Пока они танцуют, мы гуляем неподалеку… Знаете, из своей интернатовской жизни они вынесли и некоторые плюсы. Допустим, их привычка к режиму. Они не уйдут из дому, не предупредив, куда, а уходя, обязательно скажут, через какое время вернутся. В родных детях такой черты не было, сколько не прививай…
За дисциплиной в доме следит… нет, не глава семьи. Это больше обязанность хозяйки дома. Ее слово последнее. И дети это знают. Поэтому всякий раз, когда Вячеслав Михайлович говорит «нет», они идут к Лидии Антоновне в надежде, что она скажет «да». Ведь ее слово решающее. Зато обеды охотнее готовит мужчина. Такой вот уклад в их разнохарактерной семье.
Несмотря на то, что по-разному, бывает, складываются в приемной семье отношения, ребятам не занимать уважения к людям, которые взяли на себя ответственность заботится о них. «Нам здесь хорошо, здесь мы живем как нормальные дети», — почти хором ответили мне улыбающиеся мальчишки и девчонки, а последний отрезок фразы «нормальные дети», признаюсь, заставил мое сердце встрепенуться. Лучшей жизни они не видели и не знали до этого, что взрослые призваны заботиться о детях. Увы, о своих родителях они если и вспоминают, то редко. И как бы в ответ на их равнодушие к ним, перебирают вслух женские имена, пытаясь вспомнить, как зовут их матерей. Это их жизненный парадокс…
— Нет, мамой и папой они нас не называют, — предугадала мой вопрос Лидия Антоновна. К слову, она и была моим главным собеседником. Вячеслав Михайлович был молчаливо рассудителен. — Только на прошлый День матери — и нашли же средства, будучи в приюте! — надарили море цветов, а главное – подписали открытки «маме». А так они привыкли в интернате называть меня по имени и отчеству, так и осталось за мной такое обращение. А вот к супругу обращаются «дядя Слава» или просто «батя».
Лидия Антоновна и дядя Слава стараются делать все, чтобы эти ребятишки чувствовали себя полноценными членами большой семьи. Покой и уют в доме они дополняют частыми семейными прогулками, пикниками, поездками в гомельский парк, походами на концерты. Вместе они хлопочут по хозяйству. Вместе они стремятся сделать свою жизнь лучше. Только вместе! Ведь они, несмотря на то, что у них разные фамилии, одна семья — по всем законам жизни!
С. СЕВОСТЬЯНОВА.