Инженер-конструктор о развитии ММЗ: в 90-х пугала неизвестность, но мы справились и выстояли
Что о 1990-х знает молодое поколение? Сегодня, когда товар сам гоняется за потребителем, а реклама появляется на каждом шагу, трудно представить, что раньше было далеко не так. Изобилия и выбора товаров не было — пустые полки и лишь вопрос: «Где достать?» Исчезла уверенность в завтрашнем дне, социальных гарантиях, экономические проблемы обрушились на граждан. Однако наши люди сумели выстоять и не сломиться перед временными трудностями.
Сергей Петрович Севиздрал уже 42 года работает на Минском моторном заводе в отделе главного конструктора. О том, как работалось и жилось в непростое время 1990-х, какими ориентирами руководствоваться в тяжелые времена и какое впечатление произвел ММЗ на главу государства в далеком 1994-м, он поделился в беседе с корреспондентом БЕЛТА.
Как все начиналось
Родом Сергей Севиздрал из Гомельской области Петриковского района. Любовь к технике ему передалась от родителей: отец работал в сельском хозяйстве на руководящих постах. Да и за руль он сел рано. Судьба распорядилась так, что ему не удалось пополнить ряды курсантов Харьковского танкового командного училища, поступив на вечернее отделение Могилевского машиностроительного института на автотракторный факультет, после первого курса он ушел в армию. Уже в Минске продолжил то дело, которому его учили с ранних лет.
По распределению из Белорусского политехнического института Сергей Севиздрал был направлен на завод инженером-конструктором. Со второго курса работал на полставки слесарем в испытательной лаборатории. Его выпуску на Моторном предлагали идти мастерами в цеха, однако ребята направились в отдел главного конструктора. На заводе он занимался испытаниями деталей, узлов, теплового режима и систем охлаждения и смазки.
Как в жизни — так и на заводе
До 1990-х, как рассказывает Сергей Петрович, было все прозрачно: строились планы, люди были спокойны за себя и свои семьи. А после в стране произошло падение — промышленное, экономическое, культурное.
Все на предприятии понимали ответственность: только благодаря заводу народ мог выжить, прокормить свои семьи и строить будущее. Поэтому искали выход из ситуации в освоении новых рынков. На Моторном заводе было организовано конструкторское бюро по агрегатированию двигателей, введена должность заместителя главного конструктора по агрегатированию.
«Беларусь устоять смогла, сохранила конструкторскую школу. Приток молодежи тогда был меньше — все шли в торговлю. На заводе обратили внимание на применение двигателей в неспецифической для нас сфере — до 1990-х годов производились двигатели лишь для МТЗ. Уже в 1992 году мы сделали с горизонтальным расположением шестицилиндровый Д-265, он использовался для импортных автобусов «Икарус». И руководство старалось поддерживать промышленность. Чего стоит приезд Президента!» — отметил собеседник.
В памятный день, 23 сентября 1994 года, Александр Лукашенко посетил Минский моторный завод, оставив запись в Книге почетных гостей музея трудовой славы предприятия.
К приезду Президента на ММЗ была организована выставка не только двигателей, но и техники, на которой они устанавливаются. Всеобщее внимание привлек шестицилиндровый двигатель — гордость и надежда коллектива завода. Александр Лукашенко много общался с работниками, ознакомившись с работой производства, он провел совещание с представителями машиностроительных предприятий республики.
«Конструкторам нужно было подготовить двигатели, организовать выставку, продемонстрировать наши последние разработки. Лично мне не довелось встретиться с Президентом, однако дух подготовки ощутил, как и ответственность перед Первым лицом государства», — подчеркнул Сергей Севиздрал.
ММЗ в то непростое время сохранил свой кадровый и интеллектуальный потенциал. Была разработана программа по изготовлению дизельных двигателей многоцелевого назначения.
Точка отсчета — 1995-й
А дальше… Взаимодействие по изготовлению двигателей с Заводом имени Лихачева (ЗИЛ), Заволжским заводом гусеничных тягачей, Онежским тракторным заводом. «1995 год нас стабилизировал. Было увеличено серийное производство. Создан современный испытательный центр ММЗ, благодаря которому мы вели подготовку сертификации моторов не только для стран бывшего Советского Союза, но и Европы», — сказал он.
На предприятие стали приходить молодые специалисты, обновлялось исследовательское оборудование. «Мы понимали, что работаем на перспективу, на наше будущее. И это при непростых условиях, — добавляет Сергей Петрович. — После распада СССР приходилось быстро реагировать и перестраиваться. Мы тогда не упустили рынок. Вовремя поняли, что нужно завоевать нишу — развивать разработку двигателей не только для тракторов».
Идти вперед, сохраняя традиции
«Гибкость реагирования конструкторской службы сыграла большую роль. Мы пошли на переоборудование любой техники. Да, небольшими партиями, однако на этом и выиграли: нашли заказчиков, которые стали надежными нашими партнерами в дальнейшем. Ведь если завод перестает производить новое, то ему грозит упадок», — отметил Сергей Севиздрал.
По его словам, сейчас клиент требует, чтобы двигатель был экономичный, технически оснащенный, с низким уровнем шума. «Конкурентов у нас много, однако мы держим руку на пульсе. Двигателю внутреннего сгорания более 100 лет, однако он постоянно развивается — застоя нет. Сейчас говорят: «Век электроники, век электромобиля…» Однако дизельный двигатель будет жить», — подчеркнул он.
Сравнивая сегодняшнюю Беларусь и страну из 1990-х, Сергей Петрович уверенно отвечает: «Разные страны! По уровню жизни, менталитету. В 90-е было морально нелегко — пугала неизвестность, а также количество тех сложностей, которые необходимо было преодолеть. Но наша страна справилась, выстояла. Активно начала развиваться промышленность. Беларусь в то время и сегодня — два государства, непохожих друг на друга».
Быть в постоянной готовности
Сергей Севиздрал поделился, что работа на заводе дружная, командная. А настраивается мужчина на рабочий лад заранее, добираясь пешком. «Так для себя принял, этого и придерживаюсь. Это дает возможность отойти от каких-то серых мыслей после сна и настроиться на волну производственную. Прихожу за полчаса до начала работы: научился с юношеских времен. Когда был руководителем подразделения, приходил еще раньше. Это держит в тонусе», — рассказал он.
«Конечно, работать нравится, хотя уже мог бы и отдыхать. Но завод тянет. Мы стараемся передать знания молодым специалистам, они всегда обращаются за консультациями — преемственность в коллективе сохранилась. Молодежь охотно всем интересуется. Ведь так и надо: конструкторы во многом вопросы обсуждают коллегиально. Ушло время, когда все делалось на кульмане, старом компьютере. Абсолютно другая база, программное обеспечение, все более оперативно и точно делается. Можно проводить много опытов, отрабатывая несколько вариантов, выбирая более надежный. Хотя требования к двигателю сложнее, много электроники. Конструктор должен постоянно развиваться», — констатирует Сергей Севиздрал.
БЕЛТА,
фото ММЗ