Дорогой света и добра сорок лет шла Татьяна Юданова, педагог из Житковичей
Татьяна Юданова появилась на свет в число, тесно соседствующее с Днём учителя. Вероятно, случайностей в жизни не бывает? Свидетельство преданности профессии – орден Дружбы народов, Знак Почёта и, конечно же, тысячи благодарных учеников.
Бывший начальник районного отдела образования, а теперь директор второй школы Александр Лихота, понаблюдав за заместителем по воспитательной работе Татьяной Юдановой, не удержался от удивлённого комплимента: «Я не представлял, что можно так трудиться!»
А ведь именно эта должность, без школьных психологов и социальных тогда наставников, выносила на хрупких, в основном женских плечах все тяготы внеклассной, да и классной жизни. Кто шёл этой проторённой, но всякий раз новой дорогой, отлично это понимает. Когда Татьяну Никифоровну делегировали на Всесоюзный съезд учителей в Москву, педагог сначала презентовала программу, с которой намерена представить в Кремле не только свой регион, но и Беларусь, в Петрикове. А затем в числе таких же делегатов — на областном уровне в Гомеле. Коллеги внимательно слушали ораторов, одобрительно аплодируя. Но когда очередь дошла к нашему наставнику, лишь услышав её должность, закричали из зала: «И так всё понятно, эти замы – великие труженики!».
Мы выбираем, нас выбирают
Мечтала ли юная Танечка накануне выпускного о школе? Тонкая, изящная, знающая себе цену, но невинно застенчивая девушка-медалистка наблюдала, с какой самоотдачей на ниве просвещения трудится её мама. В том же детском доме в Житковичах, где сеяла разумное, доброе, вечное, сходились разные, раненные войной и взрослыми ребятишки. Что видели они в своей жизни? А здесь педагог, окончившая Тбилисский учительский институт, вдохновенно повествовала о театре, рассказывала о Грибоедове и открывала неизведанные миры. Потому можно заметить смело, что профессия выбрала Татьяну Никифоровну раньше, чем обратил на неё внимание бравый военный, резко нарушивший планы родителей на скорое образование дочери. Михаил Юданов уже служил в ракетной части. На танцах, тогда эпицентре развлечений молодых на стадионе, в скромной стайке девчонок он выделили Таню. «Вот на этой девушке женюсь!» – поделился ближайшей перспективой с другом, о чём будущая невеста узнала гораздо позже. Слово он своё сдержал, как и данное родителям юной супруги обещание выучить жену исполнил в точности. Причём на многих фронтах семейной жизни подставлял отцовское плечо. Например, для маленькой Людочки, появившейся скоро на свет, и сложностей быта вызвал в помощь свою маму.
Стартом учительской тропы стала альма-матер в военном городке, затем «взяла эстафету» школа на Бережье, о которой сегодня остались лишь воспоминания. Однако большая часть жизни, а это три десятка лет, принадлежит второй СШ райцентра.
Быть человеком
– Почему выбрала начальные классы? – у Татьяны Никифоровны за почти сорок лет учительского фронта не нашлось ни одного плохого ученика, а большинство из них она помнит до сих пор по именам, – потому что маленькие дети. С ними общение интересно, они открыты, доступны и честны. Хотя, когда стала организатором внешкольной работы, пришлось общаться со всеми категориями ребят. Да и после преподавала русский язык и литературу, этику… Что для педагога важно? Наверное, когда спустя годы встречаешь ученика, а он оказывается просто хорошим, добрым, порядочным человеком.
Но, пожалуй, одним из самых тёплых комплиментов наставнику может прозвучать посыл: «Татьяна Никифоровна, – обрадовался случайной встрече мужчина, в котором сразу узнала Колосько, – благодаря вам я стал человеком!»
Она пришла в школу, где ещё преподавали её учителя, что соответственно стимулировало вечную отличницу.
– Очень робела, по-прежнему считая бывших педагогов своими наставниками уже в другом статусе, – не скрывает учитель. При этом в каждой профессии существует определённая толика ревности к чужому достижению, но только не для Татьяны Юдановой. Она искренне радовалась успеху коллеги. Ведь человек, который сам постоянно развивается, способен оценить и чужой прогресс, не скупясь на заслуженную похвалу.
О детях своих они забывали
– Много разных ребят было. Вспоминаю один класс, там в основном мальчики учились. Ребёнок пропускает уроки. Пошли с классным руководителем, далеко топали. Отца у парня не было, мама воспитывала одна. Заходим, беднота такая! Мальчишка застеснялся, убежал, спрятался где-то. Стали убеждать: надо учиться, школу посещать. Окончил, потом в наше ПТУ поступил, в армию пошёл. …Спасали. Чтобы добиться успеха, мы тогда трудились в тесном сообществе: школа, наши шефы леспромхоз, воинская часть. Сколько мальчишек избрали офицерский путь! Игорь Качайло стал военным атташе, Николай Петриченко также служил в армии… Мы старались, чтобы все выпускники побывали на Кургане Славы и в Брестской крепости… А вообще со школы уже видны достоинства человека, его способности, организаторские навыки.
Татьяна Никифоровна особенно радуется успехам «своих» детей: вот Людмила Котлерчук, что возглавляла комсомольскую организацию, стала главным врачом ЦРБ, Светлана Севостьянова – главный редактор районной газеты, Люда Москаленко руководила управлением по гражданству и миграции в Минске, многие становились учителями… Николай Пьявко возглавил район. А Валентин Рыбаков, постоянный представитель Беларуси в ООН, даже жил по соседству. Сколько же талантливых детей вышли из стен её школы, объединяющей до тысячи учеников и считавшийся тогда самой престижной.
– Мне как-то Валентина Некрашевич, заслуженный педагог БССР, комплиментарно призналась: «Я вас видела научным работником». Но для меня школа была жизнью.
– А в моём детстве, – улыбается Людмила Кронда, которая достижениями маминых учеников и сама невольно гордится, – существовало два слова: короткое «политзанятия», они заканчивались в семь вечера, и очень длинное – «педсовет», потому что мама приходила не раньше девяти. Наверное, поэтому я и не пошла в педагоги…
Впрочем, пример родителей – отличная школа. Ведь всему, что необходимо знать, научить нельзя, наставник может сделать только главное – указать дорогу. И если педагог смог определить нужное направление и движение к свету, значит продолжает жить в душе ученика.
Прямая речь
*В военном городке тогда люди старались работать, они забывали про свои домашние дела и думали только о школе.
*Заместитель директора по воспитательной работе – человек, который отвечает за всё.
* Хороший учитель? Трудяга, что всё время стремится к новизне, умеет совершенствоваться. Слушать и слышать ученика. Но прежде всего, он должен любить детей, уважать личность ребёнка.
Валентина ПОКОРЧАК