Педагогическая поэма Александра Лихоты

— Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, хочу сказать, что мне в жизни повезло на хороших людей. И первым назову Александра Александровича Лихоту. Более образованного, тактичного, уважаемого человека, профессионала с большой буквы не встречала. Он обладал огромной работоспособностью, энергией. Любил детей, школу. Был истинным, творческим сторонником А.С. Макаренко. Не только цитировал Антона Семеновича, но руководствовался его учением в повседневной жизни, — вспоминает Мария Филипповна Руденко.

— Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, хочу сказать, что мне в жизни повезло на хороших людей. И первым назову Александра Александровича Лихоту. Более образованного, тактичного, уважаемого человека, профессионала с большой буквы не встречала. Он обладал огромной работоспособностью, энергией. Любил детей, школу. Был истинным, творческим сторонником А.С. Макаренко. Не только цитировал Антона Семеновича, но руководствовался его учением в повседневной жизни, — вспоминает Мария Филипповна Руденко.
Более тридцати лет она возглавляла райком профсоюза работников образования и науки. Когда была избрана председателем райкома, то опыта большого не имела, часто возникали сложные, неотложные вопросы. К кому пойти посоветоваться? И всегда обращалась к заведующему отделом образования райисполкома А.А. Лихоте. Училась у него вовремя приходить на помощь людям, грамотно отвечать на письма, жалобы. А в райком, как и в отдел, учителя часто обращались со своими различными житейскими проблемами. Александр Александрович хорошо знал, как организован учебный процесс во всех школах района и постоянно направлял усилия работников отдела, педагогов школ на его совершенствование. Ежедневно вникал в решение хозяйственных вопросов. Оказывал огромную помощь директорам школ.
— Однажды мы решили подготовить и провести собрание профсоюзного актива и детально рассмотреть состояние учебно-воспитательной работы в школах района, — продолжает Мария Филипповна. — И возник вопрос: кому выступить с докладом?
— Поручите это мне, — предложил А.А. Лихота.
Александр Александрович интересно построил свой доклад. Впервые прозвучало много постановочных вопросов, размышлений, раздумий по улучшению работы педагогических коллективов района. И так было всегда.
А.А. Лихота ценил молодых учителей. Внимательно относился к их проблемам, помогал в профессиональном росте. И неудивительно, что у нас в районе не было проблем с кадрами. Александр Александрович хорошо знал, кого и в какую школу направить на работу, — рассказывает М.Ф. Руденко.
Когда в августе 1969 года возник кадровый вопрос, кому возглавить районо, то двух мнений не существовало. Бюро райкома КПБ рекомендовало на эту должность коммуниста А.А. Лихоту. Сессия районного Совета народных депутатов его единогласно утвердила. Сорокачетырехлетний историк А.А. Лихота имел восемнадцатилетний опыт педагогической деятельности. Начинал воспитателем Житковичского специального детского дома. В то время, говоря словами А.С. Макаренко, одинаково были голодны и бедны воспитанники и воспитатели.
Трудные послевоенные годы. Как мне рассказывала Просковья Васильевна Березинец, которая работала воспитательницей спецдетдома:
— Война оставила свои тяжелые отпечатки на судьбах детей. Многие стали сиротами. Их надо было учить, воспитывать. С этой целью в республике создавались специальные детские дома. На первых порах имели слабую материальную базу. Не хватало элементарного инвентаря, посуды. Дети часто убегали, так как не привыкли к дисциплине. Воспитатели Б. Солышко, А. Лихота, К. Залевский и другие возвращали их обратно. Постепенно отчужденность исчезала, так как они почувствовали ласку и внимание.
После демобилизации из армии, младший сержант Александр Лихота оканчивает Житковичскую среднюю школу рабочей молодежи, поступает на заочное отделение Гомельского педагогического института им. В. Чкалова. Первой настольной книгой молодого педагога становится «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, с которой не расставался всю жизнь.
Старательного, ответственного молодого педагога замечают, ставят в пример. Вскоре назначают завучем Житковичской белорусской средней школы. Но в этой должности проработал недолго. 17 декабря 1959 года – директор детского дома. К этому времени уже окончил институт. Александр Александрович стал пятым директором специального детского дома. Первым — Вера Николаевна Щеглова, вторым — Александр Владимирович Головач, третьим — Григорий Никитич Прищепов, четвертым — Алексей Анисимович Березинец. А.А. Лихота проработал в этой должности больше всех. Затем — школа-интернат. И снова возращение в детдом.
Директор детского дома. Чем он отличался от своего коллеги из средней школы? Многим! В школе — учат, воспитывают. В детдоме, плюс к этому, кормили, обували, одевали и спать ложили. Для успешного выполнения этих функций нужно иметь свое развитое подсобное хозяйство. Рядом с корпусами детдома — широкое поле. Принадлежало учебному заведению. Сейчас на нем вырос целый микрорайон. А раньше — детдомовцы выращивали картошку, овощи. В штатном расписании – агроном. Своя конюшня, грузовой автомобиль.
Передо мной лежит характеристика, представленная в РК КПБ. В ней сказано следующее: «Коммунистом А.А. Лихотой за время работы директором велось большое строительство. Построены склад, овощехранилище, свинарник, кормокухня, столовая на 60 посадочных мест. Запланировано: прачечная, расширение швейной и столярной мастерских и других объектов, улучшающих условия учебы и отдыха детей».
А вот еще один абзац: «Лично занимается обеспечением детдома спортивным инвентарем, хотя это входит в обязанности завхоза. Имея хороший вкус, приобретает для детей красивые вещи, старается их обеспечить всем необходимым до начала сезона».
Далее в характеристике говорится о том, что он требователен и принципиален к себе и своим товарищам по работе. К каждому празднику, дню рождения получает много поздравительных открыток и писем от бывших воспитанников.
Помня советы своего учителя, А.А. Лихота считал, что в коллективе должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные. Ориентировал педагогов, детей, что всякую хозяйственную постройку надо воспринимать как явление чисто педагогическое. И в этом процессе самое активное участие должны принимать дети. Они гордились новыми постройками.
Если в дни пролетарских праздников воспитанники А.С. Макаренко с барабанным грохотом вступали в город, поражая жителей и внимательных педагогов суровой строгостью, железной дисциплиной и своеобразной фасонной выправкой, то в Житковичах во время первомайских, октябрьских праздников впереди колонны детдомовцев, учеников школы-интерната всегда шел духовой оркестр, а рядом — его руководитель А.А. Лихота, подбадривая ребят. В семейном архиве его сына Александра я увидел такую фотографию. Она хорошо передает дух праздничного времени.
Как у А.С. Макаренко, так и у А.А. Лихоты требования были одни и те же. Например, в спальне должно быть чисто, дежурные должны выполнять свои обязанности, в город можно уходить только с разрешения директора.
«Педагогическую поэму» Александр Александрович считал своей настольной книгой. Почему? На его взгляд, автор сумел найти такие сюжетные и стилистические формы, которые позволили ему подняться над хроникальным изображением людей и событий и выявить в художественном обобщении самое существенное во взаимоотношении людей, изобразить историю зарождения и роста целого коллектива.
Время вносило свои коррективы. Появились новые идеи, новые имена. А.А. Лихота внимательно следил за новинками. Василий Александрович Сухомлинский. Имя этого выдающегося педагога во второй половине прошлого столетия гремело на весь Советский Союз. Его первые книги тиражом 9-10 тысяч экземпляров расходились мгновенно! Затем пошли стотысячным. И все не хватало. Ссылки на слова Сухомлинского можно было встретить в каждой газете, в статье ученого-педагога. В школах педагоги говорили: «А Сухомлинский пишет…», «А вы читали Сухомлинского?».
Сухомлинского читали не только учителя, но и студенты педагогических вузов — будущие наставники. Александр Александрович, как только познакомился с отдельными статьями выдающегося педагога, то сразу стал его поклонником. На первых порах выписывал выдержки их работ В.А. Сухомлинского — по страничке, а то и по абзацу. А.А. Лихота понял общую логику Василия Александровича. Его рассуждения о том, что воспитывать на уроках, и только на уроках, невозможно. Воспитатель должен встречаться с учеником и вне класса. Где? Поход, стадион и школьный вечер — вот обычные нечастые контакты учителя и ученика, но это есть совместный труд учителя и ученика.
Когда А.А. Лихота больше читал статьи, выступления, то больше приходил к выводу, конечно, исходя из своего опыта, что как урок, так и внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет списывать. Надо дать ребенку чувство гордости, разбудить в нем совесть, внимание и чуткость к слову учителя.
В своих выступлениях, беседах с педагогами Александр Александрович часто приводил слова В.А. Сухомлинского: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению, если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Как руководитель педагогического коллектива А.А. Лихота не только сам читает статьи В.А. Сухомлинского, но и рекомендует учителям, воспитателям, и самое главное – стремится так организовать учебный процесс, как советует выдающийся педагог. Он выступал против зубрежки. Прекрасно понимал, что это школярство. Учитель на уроке должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что только понять и усвоить в упражнениях. Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку. Отметка не может быть наказанием, средством принуждения.
Александр Александрович на педсоветах, при личных беседах с молодыми педагогами любил приводить высказывания своего мудрого наставника: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, это знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Александр Александрович не требовал, как руководитель, а просто советовал, чтобы идеи В.А. Сухомлинского находили свое отражение в планах работы учителей. Часто коллективно обсуждали, что получается, какие допущены ошибки. И во всем — чувствовался такт, уважение к подчиненным. О культуре общения, как с молодыми, так с опытными педагогами Александра Александровича ходили легенды. Он никогда не допускал грубости, повышения голоса. Стремился понять человека. Подсказать. Убедить. Доверял. Но мог тактично проверить исполнение его указания или приказа. Руководствовался требованиями А.С. Макаренко: «Воспитатель должен быть воспитан».
— А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский – авторитетные педагоги для моего отца, — рассказывает Александр Александрович, сын А.А. Лихоты. — Он всегда работал с их книгами. Интересные образцы подчеркивал. У нас была большая домашняя библиотека. Царствовал культ книги. Родители выписывали союзные и республиканские журналы, газеты. В семье господствовали нравственные основы воспитания. Это прежде всего уважение к старшим. Все увлекались чтением художественной литературы. Отец — историческими романами. В последние годы — В.С. Пикулем.
…Мы сидим на веранде. За богатым обеденным столом. Я увлекаюсь зеленым китайским чаем. Напиток хорош. Хозяйка Нина Борисовна все подливает. Благодарю за прекрасный чай и слушаю повествование сына.
— Отец больше внимания уделял воспитанникам детдома, чем своим детям. Рано утром уходил на работу — мы спали. А поздно вечером приходил — мы спали, — говорит сын.
— А кто же занимался воспитанием?
— Бабушка, мама. И, конечно, отец.
— А кто повлиял на выбор профессий сыновей?
— Отец.
— Каким образом?
— Я увлекался техникой. Отец посоветовал мне поступать на факультет общетехнических дисциплин и физики Мозырского государственного педагогического института имени Н.К. Крупской.
— А Женя?
— Брат закончил среднюю школу с серебряной медалью. Поступил в Минский медицинский институт, и на пятом курсе перевелся в военно-медицинскую академию. Служил в армии. В звании подполковника ушел на пенсию. Брата нет. Он умер.
С детства А.А. Лихота увлекался футболом. В 50-е годы стоял на воротах районной команды. В пожилом возрасте внимательно следил за игрой команды «Мелиоратор». На городском стадионе у ветеранов футбола были свои места. Во время матчей их никто не занимал.
Александр продолжает: «Однажды в детдоме я стал свидетелем такого случая. На уроке физкультуры дети занимались толканием ядра. Подошел папа. Толкнув ядро, обратился к ребятам:
— Кто толкнет дальше меня?
Что тут началось! Азарт охватил всех. Урок превратился в жаркое состязание. Прошел интересно, увлекательно».
Ученикам школы-интерната нравился хоккей. Закупили коньки. Оборудовали площадку — каждый вечер проходили соревнования. Инициатором выступил А.А. Лихота.
Вечереет. Сын делится своими воспоминаниями об отце. Он дополняет то, что я услышал от других. Несомненно, Александр Александрович был не просто человеком своего времени, а выдающейся личностью. Родился в Житковичах 8 мая 1925 года в семье железнодорожника. Отец работал мастером в паравозном депо. Было такое в довоенных Житковичах. С женой Анастасией воспитали двух сыновей Александра и Анатолия. Жили хорошо. Люди по-доброму завидовали дружной, трудолюбивой семье. Но нашелся стервец¸ который «стукнул» туда, куда надо. И в 1937 году отца арестовали. Уже в 50-ые годы жена того подонка, перед смертью, пришла в семью и попросила прощения за подлость мужа.
На улице Октябрьской растет огромный дуб, который виден издалека. Когда-то здесь было поле. На нем росло маленькое деревце. Молоденький дубок. Родителям Александра Александровича выделили участок под усадьбу.
— А пусть она будет на том месте, где растет дубок, — попросила мать. Ее просьбу удовлетворили. Построили дом, и деревцо берегли всей семьей. Шли годы. Дубок набрал силу, становился все выше и выше. А во дворе под его тенью играли братья Александр и Анатолий. Прошло время. Сегодня на их усадьбе растет могучий дуб. Так из мальчика вырос молодой мужчина, шагнувший в интересный мир педагогики и ставший Учителем с большой буквы.
***
Сегодня я очень рад, что райисполком принял предложение о присвоении гимназии — наследнице школы-интерната, специального детского дома — имени Александра Александровича Лихоты, заслуженного учителя Республики Беларусь с установлением соответствующей мемориальной доски. Решение мудрое и своевременное.
Торжественное открытие состоится 18 августа, во время проведения тринадцатой встречи выпускников средних школ город Житковичи 1945-1950 годов рождения. Приглашаем всех!
Михаил ХИЛЬМАН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.