Аплодисменты, господа, авторской песне
Его песня «Вясковы вечар» со сцены городского центра культуры прозвучала так проникновенно, что, кажется, в зал ворвался аромат деревенской жизни во всем своем очаровании и близком большинству ощущении детского тепла, защищенности. Авторское, неповторимое, вырывающееся из глубин памяти и души духом творчества.
Первую свою вокальную композицию руководитель славноизвестных «Сватов» Василий Королец создал ко Дню письменности, приуроченному к дате памяти Кирилла Туровского, что проходил в регионе 13 лет назад. Так что великого просветителя древности вполне можно считать вдохновителем нашего современного самородка. С тех пор, как «Сваты» «Кірылам Святаром» покорили искушенную разнорегиональную публику, собравшуюся тогда в Турове, утекло много припятской воды и даже реку повернули вспять. А тонкие струны сердца и такта выдали на бумагу четырнадцать эксклюзивных «мотивированных» стихов. Точнее они зазвучали резонансом жизни, полесского духа малой родины.
— Сегодня много песен на разный лад. И современные, и народные, что очень хорошо, — считает Василий Иванович, — можно все найти в интернете, но хотелось что-то собственное, единственное в своем роде, выделяющее коллектив.
Потому, оформив поэзию в ноты, он сразу, на первой же репетиции, сыграл своим вокальным коллегам.
— Слышали нечто подобное? Нет? — сомневаясь даже в себе, задал трепетный вопрос.
Абсолютный слух Александра Санца не подвел — музыка звучала по-новому. Это он потом обрабатывал творческий эксклюзив нашего автора, адаптируя для коллективного исполнения со сцены. В общем, делал то, что принято называть аранжировкой.
— Мы все родом из детства, — цитирует Антуана Экзюпери Василий Королец, — я вырос в Вереснице, оттуда в армию пошел, женился… Песни, обряды, музыка сопровождали всю жизнь сельчан, а мы, дети, впитывали все это с молоком матери.
А еще он проникался к народному и понятному под аккомпанемент отцовской гармони. Мальчика влек инструмент. Сначала звучанием в руках родного человека, все тянулся потрогать вещь, издающую волшебные звуки. А потом — уже в собственном исполнении после пяти лет музыкальной школы.
Кстати, авторская «Калядная» — история тоже корнями из Вересницы.
— «Кацілася колода ды па вуліцы. Гэй, Каляда-Калядзіца…», — улыбается Василий Иванович, — рассказ о тех временах, когда мы мальчишками бегали по дворам колядовать, а если хозяин не открывал дверь, то подпирали ее поленом.
Половине своих произведений Василий Королец «родитель» единоличный. Однако имеются у него песни, появившиеся и в соавторстве. То есть на славу могут претендовать поэты, на чьи слова руководитель народного ансамбля народной песни «Сваты» написал музыку. Например, «Зимка-зимка, белый снег» — творческий посыл Екатерины Поповой, жившей в Турове. Кстати, она кузина нашего героя, так что талант, судя по всему, на генетическом уровне не отдыхает. А в поэзию Михаила Ермоловича композитор внес свою изюминку, вставив припев.
В будущем сентябре «Сваты» отметят четверть века, скорее всего гала-концертом или еще каким торжеством.
— Коллектив, конечно, менялся, — напоминает бессменный руководитель, отметивший 7 июня и личный юбилей (кстати, из своих 50 лет — четверть века он в «Сватах»), — но большинство у нас задерживается. Вот Николай Альфирович со мною четверть века, долго Валетнина Жилич, Ольга Бабашко, Раиса Маркевич, Валентина Мартиновская и другие.
Они — творческая семья, где есть споры и прения, понимание и строгость репетиций. А еще для Василия Корольца — это самые строгие судьи творчества. Пусть звучание артисты и публика воспринимают по-разному.
— Люблю эмоцию зрителей, — не скрывает вокалист, — ведь каждый раз, выходя на сцену, чувствуешь настроение зала, оцениваешь его реакцию. Чем проще люди, тем меньше чопорных масок. Труднее, когда в силу «костюмных» должностей некоторые полагают, что для ранга открытая реакция не всегда уместна. А ведь любой артист нуждается в искренних аплодисментах.
Так и вспомнились классические слова барона Мюнхаузена: улыбайтесь, господа, улыбайтесь! И от этого трудно удержаться, оценивая тонкость определения высокой требовательности.
— Некоторые, бывает, выступят откровенно посредственно, но, считая иначе, радуются. Они же не понимают, что плохо, и в этом непонимании счастливы… Я же, ориентируя коллег к постоянной работе над собой, предупреждаю: если будет плохо – разбежимся!
Но, как и в спорте, на сцене должна присутствовать творческая злость, азарт и стремление завести публику, отмечает автор, главная и лучшая песня которого еще впереди. Ведь с зацитированного им выше афоризма и понимания сущности вещей жизнь только начинается.
РАЗВІТАЛЬНАЯ
Словы і музыка В. Каральца.
Так у нас на Палессі спяваюць
І на святы гасцей запрашаюць,
Шчасця вам мы жадаем і долі
І ад нас усяго вам даволі.
Мы жадаем вам плёну ў працы,
Хлебам-соллю гасцей сустракаці,
Каб народную песню спявалі,
Хату родную вы шанавалі.
ВЯСКОВЫ ВЕЧАР
Словы і музыка В. Каральца.
Вясковы вечар у роднай хаце
Гучыць гармонік, звініць, пяе.
Ён адпраўляе каго ў салдаты, .
Каго ён жэніць, ці замуж аддае.
ПР:
Іграй гармонік, спявайце госці,
Каб весялей жылося на зямлі.
Іграй гармонік, спявайцегосці,
Каб маладыя шчасліва жылі.
Вясковы вечар у роднай хаце
Гучыць гармонік, звініць, пяе.
У дзень нараджэння гармонік грае,
На юбілеях жару паддае.
ПР:
Вясковы вечар у роднай хаце
Гучыць гармонік, звініць, пяе.
Ён сабірае ўсіх на свята .
І на канцэрт ён усіх заве.
Валентина ПОКОРЧАК