Любовь к Родине – не просто слова
Почему-то до обидного мало в XXI веке вспоминаем мы о богатырях земли родной, творцах и свидетелях вчерашней славы земли белорусской. А ведь древнейшие наши легенды, летописи, песни, былины удивительным образом сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость – завет: «С родной земли –- умри –- не сходи». «Тем ведь путем шли деды и отцы наши, –- писал в своем «Поучении» Владимир Мономах, князь-полководец, выдающийся писатель и мыслитель XI века. –- Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших». Не рыцарей силы и меча, но труженика-воина, ратая-ратника формировало общее дело –- защита Родины. О многом говорит нам это родственное созвучие таких, казалось бы, несовместимых для иной традиции понятий, как ратай-пахарь (белорусское –- араты) и ратник-воин, отсюда соратник –- друг по борьбе, само же воинство называлось дружиной –- боевым содружеством. Именно в борьбе за независимость Родины выковывалось и общенародное самосознание, запечатленное в понятиях своего времени: «Не в силе Бог, а в правде» (Ипатьевская летопись). Считаю, что эта мудрость и питала силу народного духа на протяжении многих веков –- от древнего призыва, ставшего пословицей: «За правое дело стой смело», до чеканных слов на медали в память Победы над гитлеровским фашизмом: «Наше дело правое –- мы победим».
В каждом из великих испытаний наша Отчизна стояла перед смертельной угрозой уничтожения врагом самих основ ее исторического бытия –- государственного, национального, культурного, языкового. Шла борьба не на мир, а на смерть –- и не только двух армий, двух государств, двух народов, –- но борьба несовместимых миров: мира насилия с его идеей паразитического существования за счет других –- и мира свободы, независимости Родины. Не однажды приходил русский, белорусский воин к другим народам в смертельно опасные для него годины.
И тем не менее во все времена находились историки, утверждавшие, например, что то же иго было даже благодетельно для Руси. Но, мне думается, что можно обмануть какого угодно историка, но народную память не обманешь, а именно в народном эпосе мы и встречаем указания на тяжесть татарского ига. Еще Карл Маркс писал: «Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой». И, кстати, нашествие нанесло Руси такой материальный, культурный, духовный и моральный ущерб, что, казалось, ей уже не суждено возродиться. Но предки наши знали силу и живого, возвышающего, воскрешающего душу слова. Певцы, сказители, гусляры (вспомним героя одноименной поэмы Купалы «Гусляр») –- живая память народа –- хранили легенды и были, песни и сказания о воинской силе и боевой отваге нашего народа, Рождались и новые исторические песни, сказания, старые былины обретали новый смысл, вселяли в народ сознание невозможности существования под иноземным, иноверным игом, сначала надежду, а потом и твердую убежденность в грядущее освобождение. В воинской поэзии обычен образ певца-сказителя как ратая слова, вспахивающего души для будущих духовных посевов и всходов. А в тяжелые для Родины годины такие ратаи становились ратниками, шли вместе с воинством на врага. В ту эпоху, когда, казалось наш народ на вечные времена был обречен на рабство, они становились ратниками слова, духовно вооружали народ.
Память о победах прошлого становилась живым, реальным двигателем внутренней жизни народа. Именно патриотическое слово нравственно вооружало народ. Легенды рассказывают нам о поединках. А ведь поединок –- не просто единоборство двух воинов. Не случайно в древности и даже в средневековье нередко вместо битвы проводили поединок, и победа одного из бойцов считалась победой всего войска. В чем же тут дело? По понятиям тех времен –- в поединке решалась судьба стран, то есть совершался суд Бога. И во время Великой Отечественной войны врачи документально засвидетельствовали несколько случаев, когда советские солдаты, будучи уже смертельно ранеными, на какое-то время преодолевали даже смерть и успевали сделать последнее движение, от которого порой зависела жизнь сотен соотечественников.
Слово о воинской доблести предков в отечественной литературе всегда было словом о воинах-защитниках, воинах-освободителях. Наша национальная поэзия –- от древнейших исторических песен, былин, сказаний до нашего XXI века –- не знает ни темы завоевания, захвата, расправы, ни похвальбы и угроз. И это не литературный этикет, это –- традиция, то есть отражение в художественном слове реального исторического и нравственного опыта народа, его мироотношения. Понятно: не о войне, о мире мечты и чаяния народа-ратая-ратника-«аратага». И любые ценности мирной жизни обесцениваются перед угрозой потери свободы Отечеством. Хотя, как любят утверждать враги белорусского народа: «Белорусы всегда воспитывались в смирении и послушании»…
Да, можно приказать взять оружие, но на ОТЕЧЕСТВЕННУЮ войну (когда сражались и стар, и мал –- все Отечество) приказом народ не поднять. Отгадыватели «загадки белорусского характера» не могли или даже нередко не хотели уразуметь, что для человека, любящего родную землю, красивую и неповторимую Беларусь, во все века нет и не будет ничего дороже Отечества, на защиту которого он выходит движимый именно свободой совести. «Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почете быть», –- гласит древняя народная мудрость моего народа. Белорусский народ издревле был убежден, что у себя дома он непобедим, именно эта мысль лежала в сознании каждого крестьянина, была его своеобразной политической религией. Когда «араты» увидел иностранца на своей земле в качестве неприятеля, он бросил плуг и схватился за ружье. И во многом, полагаю, именно это народное убеждение стало главенствующим идейно-художественным истоком патриотизма белорусской поэзии. Не случаен поэтому и традиционный для всей воинской поэзии образ битвы-жатвы. Поэтому же в «Слове о полку Игореве» находим такие строки:
На Немиге снопы стелют из голов. молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела, Немиги кровавые берега не добром засеяны, засеяны костьми русских сынов.
Кстати, именно в суровые годы гражданской войны Янка Купала сделал перевод на белорусский язык большого эпического произведения «Слова пра паход Ігаравы»:
Пяюць дзіды на Дунаі, А ў Пуціўлі Яраслаўна Безуцешнаю зязюляй Наракае рана-рана…
В широкий обиход вошло понятие о «беззаветной» любви к Родине. Опыт героической истории белорусского народа оставил нам завет любить Отчизну, причем это один из самых святых заветов –- нам и потомкам. Быть человеком, быть «свядомым» белорусом –- значит, быть патриотом –- так ставили и ставят вопрос лучшие люди Беларуси в прошлом и в настоящем. Да, поистине неоценима роль национального фольклора, литературы в общенародном, государственно-историческом воспитании, в формировании патриотического сознания. Все самые талантливые представители нашего искусства способствовали формированию этого сознания. Есть какая-то прямая, но таинственно-всесильная связь между двумя этими, казалось бы, относящимися к разным сферам жизнедеятельности явлениями: талантом и патриотизмом, гражданственностью. Корни их питаются родниками народности, традиций, заветов, потому-то, может быть, и наиболее значительные плоды творчества всегда были результатом их естественного слияния. Ведь борьба в области духа всегда самым непосредственным образом была связана и с вполне зримой исторической борьбой, в которой решались судьбы нашей Родины. В XXI веке не должно быть места скептическому, нигилистическому отношению к национальным, историческим ценностям, к таким понятиям, как патриотизм, национальная гордость. Ведь сам патриотизм, более нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания.
Крепость и непреложность убеждений белорусского народа –- мощное идеологическое оружие. Мы, белорусы, –- мирные люди, мы настойчиво и убежденно боремся за мир, за мирное сосуществование. В боевом арсенале нашего идейно-нравственного, духовного воспитания всегда должна оставаться задача –- ежедневно напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, стараться соединять любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти –- вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине. В таком случае ничто уже этих первых впечатлений не в состоянии изгладить.
Многие белорусские, советские писатели и сами были воинами – солдатами, офицерами Великой Отечественной войны. Среди них немало и таких, чья жизнь достойна служить примером воинской чести и доблести. Стихи Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная» в единстве с музыкой А. Александрова стали подлинным гимном Великой Отечественной войны и, думается, непреходящим явлением народного воинского духа. «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Землянка» А. Суркова, «Горит свечи огарочек» A. Фатьянова –- только малая толика той великой лирической силы, что стала мощным оружием духа советского народа. Белорусские поэты военного времени также осознали свою поэзию призванной в ряды бойцов – защитников Родины. Несказанно велика роль поэзии в передаче от поколения к поколению высоконравственных патриотических заветов.
Война в каждом сердце солдата, но не просто как воспоминание, пусть и трагически возвышенное, но как память, как живой долг настоящего и будущего перед прошлым. Эта память солдата нередко становится внутренним духовным наполнителем образов, порою, казалось бы, ничем внешне не связанных с темой войны. Не случайно в стихах многих фронтовых поэтов так много и прекрасно говорится о счастье мира, тишины. Но в этой тишине – всегда ощутима и прежняя готовность отстоять ее. Священна земля отцов –- наше великое Отечество, обильно политое кровью защитивших ее солдат. «Оно ежели все памятники поставить, как и положено, по тем боям, что тут были, так и пахать негде будет»,–- говорит один из героев Евгения Носова.
Родина –- понятие не просто географическое, но и социально-историческое, духовное. И потому прежде всего социально-историческое, духовное познание ее — важнейший показатель гражданской зрелости каждого человека, каждого гражданина. Именно традиции миролюбия, добрососедства должны быть основными и в XXI веке. Считаю, что патриот –- это прежде всего тот, кто в самые трудные для Родины минуты берется за самые трудные ее дела. Недавно прочитал у Л. Леонова такие мудрые слова: «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда было чуждо чувство родины!
К. СТЕПАНОВ.