Беден тот, кому мало. Авторский взгляд журналиста «НП»
«Ты уже столько здесь живёшь и не завела себе подружек?» – иcкренне удивилась коллега. А мне подумалось, что игра слов – поразительная штука.
Ну, во-первых, все мы вкладываем в них собственный смысл. Мой случай, конечно, клинический. Поскольку, если считать всех подруг с песочно-детсадовского возраста, хватит пальцев одной руки. Ну, в самом деле, не назовёшь же близким человека, с которым учишься вместе, иногда пьёшь кофе или прошвырнёшься по магазинам. И, во-вторых, заводят животных, а любые отношения требуют времени и труда.
Как и геополитические, но уже не частного, а глобального уровня. В этом контексте и на фоне недавно озвученного плана победы украинского президента вспомнился удивительный случай, позволивший провести параллели. С Аней мы познакомились в общем возрасте около тридцати. Она красивая, яркая, образованная. Но меня подкупила особенная интеллигентность и редкая утончённость. Вот есть такая, с которой люди, вне зависимости от семьи, воспитания, приходят в этот мир. Общими тогда было можно назвать не только базовые аспекты мировоззрения. Кроме того, у нас оказались и дети одного возраста. Ну, в общем, где-то так. После своего развода Аня, обжёгшись на молоке, с удвоенной силой дула на воду. Двухтысячные известны своей материальной нестабильностью, а потому моя подруга чётко решила: если выходить снова замуж, то исключительно за человека очень состоятельного. В денежном эквиваленте, разумеется. «Чувствую себя, как вещь из секонд-хенда», – горько шутила, намекая на неудавшийся семейный опыт. Однако бойтесь своих желаний, так как они имеют свойство сбываться. И вот он, принц в форме военного прокурора с левым бизнесом и миллионами нарисовался на призрачном горизонте обеспеченности. Вопрос о том, почему до сорока лет человек так и не женился, отпал сам собою после переезда на его неприлично шикарную жилплощадь. Но это позже. А сразу, бежавшая впереди двух работ, чтобы обеспечить ребёнка, подруга остановилась. Всё, что хотела, получала. Ради справедливости стоит сказать, что мужчина оказался щедрым. Но, как выяснилось, это едва ли не единственное его достоинство. Вспышки гнева и неоправданные придирки в быту – лишь цветочки на фоне новой семейной жизни. «За всё приходят счета, – печально констатировала Аня, вернувшись в прежнюю жизнь и скромную квартиру, вдруг показавшимися настоящим раем. Но это опыт личностный и, к слову, поддавшийся исправлению и осознанию – о себе заботиться всё же лучше прежде самому.
За всё приходится платить и в геополитическом аспекте. Частное очень чётко проецируется на масштабное. Президент Украины, подобно наивной мечте, назвал пять пунктов, ведущих к победе. Однако ни один из них не является мерой ответственности самого государства. Первый в списке – вступление в НАТО. Неужели ещё непонятно, что никто Украину туда не возьмёт? Раньше имелись всякие отговорки, по типу, требований увеличения пенсионного возраста, разгосударствления СМИ и т.д. Теперь есть железная отмазка: устав НАТО прописывает наличие у страны-претендентки на членство чётких территориальных границ (вот они придирки!). Увы, их нет. И когда появятся, неизвестно. А непосредственно с Россией западным военным партнёрам воевать не с руки. Вторым пунктом плана выступает оборона: продолжение операций в России и снятие ограничений по ударам по её территории. Третий – сдерживание: Украина предлагает разместить на своей земле некий неядерный стратегический пакет, который будет достаточным для защиты от любой военной угрозы. Четвёртый пункт – развитие экономического потенциала Украины и усиление санкций. И пятый – после войны украинские военные могут использовать свой опыт для укрепления обороны НАТО и Европы.
Взгляд направлен на очень обеспеченного партнёра, который «нагло-предательски» в лице представителя ООН отправился на политическую тусовку стран БРИКС в Казань. Проблемы индейцев шерифа мало волнуют. И вина здесь не только Зеленского. До него Украина имела, а точнее имели её, пять президентов. Это вам, простите, не какая-то подставная переводчица Светлана Тихановская, а умудрённые номенклатурным опытом управленцы и чиновники, знающие государственное устройство и его механизмы. На них также лежит ответственность за происходящее сегодня в многострадальной Украине. Грабили, продавали, распилом заводов, домов и пароходов, читай и военного флота, расколом общества в собственных интересах занимались. Точно по Тарасу Шевченко, которого ныне эх, как почитают националисты: «Доборолась Україна до самого краю. Гірше ляха свої діти її розпинають». Ответят ли они? За то, что не сумели дружить ни между собой для стабильности собственного государства, ни с другими для суверенности и мира.
В итоге вся эта история напоминает мне жизненную мелодраму подруги. Вернувшись домой, она с грустью резюмировала: «Я, как та ворона, что прилетела к морю». «Я чайка!» – кричала птица, прожившая долго на ферме. Ворона смотрела, как чайки летают и, камнем падая в воду, на лету вылавливают рыбок. «Какое же это чудо!» – думала. Чайки смеялись над ней. Но ворона летала над морем и кричала, размахивая своим единственным белым пером, что её бабушка была чайкой. И что она тоже чайка, самая настоящая. И тут она сделала крутой вираж и бросилась за рыбой. Вода оказалась неожиданно мокрой и солёной. Ворона, щёлкнув клювом, упала на берег. «Фу, – разочаровано фыркнула, – и это море, о котором столько мечтала?».
Валентина ПОКОРЧАК