Заводские акции усмиряют санкции. Как сегодня работает Житковичский моторостроительный завод
Если бы вы сегодня заглянули на Житковичский моторостроительный завод, то удивились бы активности преобразований. Даже парковка у административного здания, как и его фасад с интерьером, приобретая современный вид модерна, меняются на глазах.
Та же тема со щедрой площадью территории предприятия. Здесь, кроме прочего, избавляются ещё и от наследия прошлого, ставшего ныне балластом, – пассивных зданий. Например, от давно устаревшей и абсолютно бесполезной громоздкой котельной.
О главной культуре производства, что налаживают в цехах, и говорить не стоит. Уныло серые «советского периода» стены и двери засияли лазурью краски, запах которой перебивает даже привычный дух деталей. В общем, скоро тут будут встречать не только умом и сообразительностью, расширяющими рынки сбыта, но и производить впечатление презентабельностью. Что для первого мнения партнёрства также важно.
Хотя, безусловно, самые главные здесь ипостаси, отмечает директор ОАО «Житковичский моторостроительный завод», депутат районного Совета Сергей Суматохин, люди и условия труда для них.
Прежде, чем рассказать о некоторых из трёхсот на предприятии специалистов, напомним, что именно на ЖМЗ реализуется инвестиционная президентская перспектива «Один проект – один район». Она предполагает создание минимум 20 новых рабочих мест. А сделать это позволит размещение порядка 30 современных станков, часть из которых уже заняла место на заводе.
Выгодные закрытия
На профессиональную судьбу Дениса Бараша, оператора станков с ПУ, повлияли… европейские санкции. Именно они, закрыв для дальнобойщика границы на запад, не только привели водителя на завод, но и поспособствовали, наконец, семейному штилю. Оказалось, констатирует факт, можно зарабатывать и при этом жить дома.
– В ноябре будет год, как тружусь на новом станке, – парень может сравнить, поскольку до этого пару лет изготавливал детали на старом оборудовании. – Скорость обработки шестерёнок и валов, идущих для комплектации насосов, увеличилась раза в полтора. А, следовательно, выросли производительность и зарплата.
Кстати, на обработку шестерёнки, которой Денис выдаёт за смену порядка 200 единиц, уходит около пяти минут. А количество валов за то же время колеблется в районе 10-15 штук.
Российскими руками
Евгений Гуренко, коллега Дениса по цеху №7, действенно и самолично укрепляет белорусско-российский тандем. Четыре года назад мужчину из Липецкой области в Житковичи привела…любовь. Она же, точнее жена Наталья, трудоустроила своего русского с видом на жительство в республике супруга на завод, где и сама работает. Более того, чету с предприятием объединяет и предоставленное им жильё.
– Сначала меня поставили учеником. Пробуешь одну операцию, если получается, предлагают более сложную, так повышается профессионализм, – Евгений Викторович признаётся, что ему всё нравится. – Здесь ответственная работа, нужна точность и скрупулёзность. Ведь «мой» маховик – очень дорогая деталь. Моя компетенция – выборка, разметка, подготовка отверстия. Дальше идёт доработка и сборка.
У оператора 25-ая операция, в которой задействованы 13 инструментов. За смену у мужчины выходит 30-35 единиц, 110% от плана. Для изготовления одной детали требуется 15 минут машинного времени.
Дамские подшипники
У оператора автоматических и полуавтоматических линий станков и установок Марины Жогаль не только маникюр в норме. Три её рабочих локации всегда отличаются качеством производства деталей. А ещё, говорит, что при смене процессов, жизнь на работе становится разнообразнее. Полтора десятка лет в одном цехе, конечно же, опыт. Практический. А теорию обсуждают с супругом ещё и дома, поскольку коллеги. Правда, мужчина, а он и привёл маму своих двух детей на завод, сегодня трудится в «Сатурне-1».
Да и со скоростью производства у Марины Ивановны порядок. Только на фрезерном станке за смену выдаёт до 25 подшипников.
На спицах, но не вяжет
Снимок Дмитрия Миська, слесаря МСР вскоре украсит Доску почёта завода. А застали мы его за изготовлением спицы для подбарабанья – детали, что пойдёт на «Гомсельмаш». Не отрываясь от процесса, мужчина признался, что в его компетенции ещё пара станков. Каждый из них по-своему важен.
За смену крупную бухту из цепкого каната, конечно, не изготовить. Так что здесь свои нормативы.
Всё как у людей
Вот он, системный администратор завода. Именно так и хочется назвать наладчика шлифовальных станков Сергея Невструева. Настраивает он их по 8-10 в день. Вне зависимости от технических сбоев.
– Всё определяет задача. Иными словами – для нужной детали – своя программа, – улыбается Сергей Александрович и признаётся, что новые станки порадовали своей согласованностью. То есть не ломаются и быстрее откликаются на процесс. И, конечно, с каждым из них приходится учиться. А ещё любой станок имеет собственно-индивидуальную металлическую душу. Как и характер, несмотря на общую инструкцию.
Только цифры
Шестерённые насосы различной модификации, а они занимают 34,2% в общем объёме производства ЖМЗ, с января увеличили темп роста на 64,2%. Детали для дизельных двигателей Минского моторостроительного завода, это 52,4%, приплюсовали на 97,9%. Специалисты предприятия сегодня запускают новую продукцию для ОАО «Белкоммунмаш» и ОАО «Гомсельмаш». В перечне свыше 20 наименований деталей, готовых к производству.
Только факты
Удельный вес инновационной продукции по итогам минувшего года на предприятии составил 57,2%. Техническими службами завода разработана документация на изготовление новой конструкции шестерённых насосов с дальнейшим снижением их материалоёмкости.
Дорогие коллеги, ветераны-машиностроители!
Примите самые тёплые поздравления с нашим профессиональным праздником! К лучшему мир меняют не только механизмы, но и талантливые люди. Пусть ваш труд приносит в жизнь больше комфорта, прогресса и удивительных фантастических изобретений!
Желаем новых идей, больших достижений, движения вперёд. Стабильности, высоких доходов, отличного здоровья и счастливой семейной жизни.
Сергей СУМАТОХИН, директор ОАО «Житковичский моторостроительный завод»
Ольга ЗУЕВА, председатель профсоюзного комитета
Валентина Покорчак, фото автора