Торфяные перспективы: как Житковичский торфобрикетный завод обеспечивает будущее
Вокруг этого предприятия крутится жизнь целого посёлка. И пока есть торф, беспокоиться о будущей занятости, а, следовательно, источниках существования в Червоном повода нет.
В Беларуси ископаемого – на сто лет вперёд, поэтому можно строить самые амбициозные планы. А вот как обстоят дела в ОАО «Житковичский торфобрикетный завод», мы спросили у его директора Сергея Тоболича.
– Залежей торфа у нас на ближайшие полвека точно хватит. При этом выработанные поля возвращаются в стадию воспроизводства ископаемого, заболачиваются, проводятся другие работы согласно определённым правилам. Вообще процесс восстановления довольно длительный. Так, за 100 лет образуется слой торфа всего лишь толщиной 10 см.
– Сергей Степанович, подводя итог к профессиональному празднику сегодня, выделите три производственных достижения.
– Сохранение коллектива, а на предприятии трудятся 250 человек. Отсюда – выполнение производственных показателей. К первому октября планируем завершить добычу торфа. А также строительство котельной исключительно для отопления промышленной зоны завода (до этого ТБЗ, имея старую котельную, «обогревал» дома жителей Червоного и Семенчи. – Авт.). Для строительства блочно-модульной котельной Минэнерго из инвестиционного фонда выделило четыре миллиона рублей.
– Нынешний «урожайный» год отличался от прежнего сезона?
– Прежде всего, погодными условиями. Именно из-за дождей в середине лета пришлось немного сдвинуть сроки. Обычно итог добычи подводим уже в сентябре. Кроме того, акцент сделали на полях в Замошье. Сегодня из 200 гектаров, отведённых там для добычи, уже эксплуатируются 150. Ждём разрешение на освоение 375 га в будущем году. Очень перспективный участок.
– А по количеству в общем?
– Получим 184 тысячи тонн, это немного меньше прошлогоднего, но достаточно для загрузки производственных мощностей завода и обеспечения топливом наших потребителей.
– Кто они в преимуществе?
– Как и раньше, Белорусские цементные заводы, Речицкая ТЭЦ, топливноснабжающие организации для реализации брикета населению, предприятия и организации.
– А как обстоят дела с экспортом?
– До введения санкций на нашу продукцию успели реализовать 2400 тонн брикета европейскому потребителю. Перспективный проект предполагал поставку такого же количества брикета ещё вторым «траншем». Но теперь процесс притормозился.
– Вы даже учли все пожелания зарубежных партнёров в контексте упаковки?
– Конечно. Приобрели оборудование для термоплёнки и экологической маркировки, то есть обозначения органики топлива. Плюс специальный погрузчик, поддоны. Освоили не только компактную тару, но и научились комплектовать крытые вагоны. В любом случае получили новый опыт. Некоторый, в частности, фасовки в биг-беги по тонне, неплохо бы применять и в Беларуси. Удобный мешок из полиэтилена, прежде чем брикет сложить в сарай, можно оставлять на улице, поскольку он защищён от влияния погоды.
– Вы обновили автопарк завода. Это не только условия труда, но и производительность?
– Безусловно, техника с конвейера эффективнее старой или б/у. В этом году приобрели экскаватор, штабелирующую и легковую машины.
– Как оцениваете ресурсы добычи торфа на двух локациях?
– Как уже отметил, в Замошье поле очень перспективное, а из строящихся 50 гектаров, что остались, до сентября введём 30. Ещё одно поле (20 га) готовим хозспособом. Речь о выкорчёвке деревьев, рекультивации и т.д. Кроме того, планируем подключить электроэнергию к производственной базе, и вообще завершить там создание условий для удобства людей.
– ТБЗ нуждается в модернизации?
– Не секрет, что оборудование устарело. И мы уже работаем над обновлением. В частности, один завод модернизировали. Второй – на очереди. Вскоре отремонтируем прессовый отдел. Планируем заменить окна, двери, потолочные и элементы пола, кафельную плитку. Произведём косметическое обновление пультовой, здесь также заменим окна. Однако этот отдел нуждается в переходе на современные компьютерные технологии. Надеемся в течение пяти лет ввести оборудование для визуализации и автоматизации процессов. Сейчас работники ориентируются, определяя слаженность или сбои работы, по зажиганию лампочек на огромном ещё с советских времён дисплее.
– Сколько нужно средств?
– Точную сумму не рассчитывали пока. Однако ежегодно в основные фонды предприятия инвестируется около трёх миллионов рублей. Речь о полях добычи фрезерного торфа, оборудовании, транспорте. Из общей суммы половина – средства наши собственные, 50% – из инвестфонда Минэнерго. После модернизации второго завода выйдем на максимальную производственную мощность – до 110 тысяч брикета в год. Сегодня это 100 тысяч тонн.
– Сергей Степанович, Червоное готовится принимать гостей? Чем удивите коллег?
– В конце октября состоится республиканский семинар-совещание по подведению итогов добычи торфа. Мероприятие ежегодное, но впервые пройдёт у нас. Ждём около 200 представителей нашей отрасли, энергетики, строителей, властей. Готовимся. Поможем сельскому Совету с ремонтом кровли в доме культуры, где будем встречать гостей.
– Вы руководите предприятием четвёртый год, что оказалось самым сложным в управлении на старте директорства?
– Всё сложное становилось интересным. Тем более постигать новое, учиться. Что было непонятно – спрашивал. В принципе, человек всегда учится.
– Команда это?
– Взаимодействующая сплочённая группа людей, чётко и гибко распределяющая задачи и ответственность. Она проявляет творчество, берёт обязательства, работает на общий результат.
– Три главных качества руководителя?
– Из деловых – коммуникабельность, решительность, контроль. Из профессиональных – образование, опыт, планирование. Из личностных – здоровье, уверенность в себе и оптимизм.
– Чтобы в профессиональный праздник пожелали коллегам?
– Прежде хотелось бы поблагодарить бывших руководителей завода за тот вклад, что на разных этапах внесли в развитие предприятия. А также поздравить ветеранов отрасли, коллег и всех, для кого работа является частью жизни, с профессиональным праздником. Желаю энергии в достижении целей, тепла и понимания, добра и удачи во всём. Здоровья вам, мира, счастья и перспектив.
«При поддержке Президента Александра Лукашенко была принята госпрограмма «Торф», которая послужила импульсом для торфяников. Добываем порядка двух миллионов тонн торфа в год и являемся одним из лидеров в мире по его добыче. На сегодня уже добыто свыше полутора миллиона тонн торфа». Алексей Кушнаренко, глава Минэнерго Беларуси.
А вы это знали?
*Торф используют при производстве солода для шотландского и японского виски. С помощью тлеющего ископаемого коптят, пропитывая торфяным ароматом. Это делает вкус напитка сладковатым, а запах дымным.
*Тёплый торф, наносимый на тело, повышает кровоснабжение организма, снимает напряжение и уменьшает боль. Преимуществом обёртываний является медленный обогрев, вызывающий постепенное выделение тепла с обезболивающим эффектом.
*Белорусы опробовали свою торфяную продукцию на шампиньонах и намерены полностью заменить импортный гриб. Для этого в Брестской области построили предприятие, способное выпускать до сорока тысяч тонн грибов в год.
*Ещё один амбициозный проект Минэнерго – экспериментальная установка, позволяющая производить жидкие гуматы – выжимку из торфа, которая используется как консервант для сенажа. А это кормовая добавка для скота и стимулятор роста. Сегодня идёт опробирование применения данной продукции.
Валентина Покорчак, фото автора