Виртуальные мосты к преступлению: риски для детей в социальных сетях и мессенджерах
В современном мире, где социальные сети и мессенджеры стали неотъемлемой частью повседневной жизни, вовлечение детей в преступную деятельность принимает новые формы, сообщает СК Республики Беларусь.
Платформы, изначально предназначенные для социального взаимодействия, получения новых знаний и расширения круга знакомств, все чаще становятся средой, где возникают и развиваются криминальные идеи. Несмотря на позитивные аспекты интернета, он также предоставляет злоумышленникам удобную площадку для совершения преступлений и вовлечения в незаконную деятельность подростков.
Ребята, жаждущие признания и одобрения, сталкиваются с соблазном вступить в криминальные группы, где им предлагают «легкий» заработок или «яркие» впечатления. Манипуляторы используют различные методы, не гнушаются угрозами, шантажом и даже подкупом. Зачастую, дети сами не осознают последствий своих действий.
Именно для этого разработчики социальных сетей и мессенджеров ввели возрастные ограничения. Например, создание учетной записи в Viber, Instagram и TikTok запрещено детям до 13 лет, в свою очередь использование Telegram разрешено только с 16 лет.
Преступная деятельность может варьироваться от кибербуллинга и наркоторговли до вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность.
Ежегодно в поле зрения правоохранительных органов попадают около сотни ребят, которые угодили в мир наркопреступности. Если обратиться к статистике, то можно сказать, что уже за этот год порядка 60 подростков стали фигурантами уголовных дел о незаконном обороте наркотиков, что на 34% больше чем за аналогичный период прошлого года. Одна из них 15-летняя школьница из Орши.
В популярном мессенджере девочка «купилась» на объявление о быстром заработке. Жажда «легких» денег привела ее к торговле наркотиками. По указанию кураторов, она забирала крупные партии психотропов, расфасовывала их на разовые дозы и делала закладки. О преступной деятельности девятиклассницы стало известно одному из её родственников, который пытался вразумить подростка. Однако девушка не послушала советов и приняла решение уехать жить в другой город. «Отзывчивый» куратор наркошопа даже снял для нее квартиру в Новополоцке. По дороге в новый город девушка забрала из тайника очередную партию психотропа и привезла его в Витебск. Самостоятельная жизнь на этом закончилась, так и не начавшись: на вокзале её задержали сотрудники милиции.
Итог – вместо счастливого будущего, школьница «в подарок» получила статью Уголовного кодекса, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет. К слову, в ходе расследования выяснилось, что подросток и сама употребляла запрещенные вещества.
За гранью экрана: как педофилия проникает в цифровое пространство?
С развитием цифровых технологий у подростков появился доступ к безграничной свободе в интернете, что позволяет преступникам находить все новые способы манипуляции и эксплуатации детей. В социальных сетях и мессенджерах несовершеннолетние становятся объектом различных форм насилия: от онлайн-угроз до преступлений против половой неприкосновенности.
Возможности интернета позволяют преступникам, создавая анонимные аккаунты в социальных сетях, использовать различные методы сокрытия своей личности. Это позволяет виртуальным насильникам представляться сверстниками и налаживать взаимоотношения с детьми.
Именно так педофил из пристоличья на протяжении восьми лет вымогал у девочек-подростков интимные фотографии, заставлял их снимать порнографические ролики, преследовал и шантажировал.
Правоохранители задержали 43-летнего жителя небольшого города Минской области, которого подозревали в совершении серии преступлений против половой неприкосновенности малолетних.
Следователи установили, что мужчина начиная с 2013 года по март 2021 года с разных аккаунтов популярной социальной сети от имени вымышленных подростков вел переписку с малолетними. Под различными предлогами он уговаривал девочек присылать ему интимные фото или снимать эротическое видео. Если те отказывались, прибегал к шантажу, угрожал отправить скриншоты переписки их родителям и знакомым.
Многие потерпевшие старались стереть из памяти неприятное знакомство, никому об этом не рассказывали, в милицию не обращались.
Полученные от школьниц снимки злоумышленник коллекционировал и обменивался ими с такими же растлителями. При осмотре его техники следователи установили 26 потерпевших, которым в то время было от 9 до 14 лет. Проживали они в различных регионах страны.
Одна из потерпевших рассказала отцу своей близкой подруги, что ее шантажируют. Тот вызвался помочь и с личного аккаунта в социальной сети стал переписываться со злоумышленником, требуя оставить школьницу в покое. Спустя годы следователи установили, что «добродетель» и педофил — это один и тот же человек.
Следователи предъявили обвинение фигуранту по ряду статей Уголовного кодекса Республики Беларусь:
- ч.3 ст.167 (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего);
- ч.2 ст.170 (понуждение к действиям сексуального характера);
- ч.3 ст.343–1 (изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего).
Судом он признан виновным и приговорен к 12 годам лишения свободы в исправительной колонии в условиях усиленного режима.
Анализируя преступления, связанные с развратными действиями в отношении детей, совершенные в интернете, можно сказать, что самой популярной социальной сетью, которой пользуются виртуальные насильники, является Вконтакте.
Хотелось бы отметить, что 90% подростков, ставших жертвами сексуального насилия в интернете, не сообщают о случившемся в милицию. Сотрудники правоохранительных органов устанавливают и раскрывают данные преступления в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, что значительно усложняет борьбу с такими преступлениями.
Радикальное влияние в цифровую эпоху
Кроме того, с использованием социальных сетей и мессенджеров среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, терроризма и насилия. Эта проблема требует особого внимания, так как дети, находясь в стадии формирования своих мировоззрений, могут легко поддаться влиянию радикальных идеологий. Современные технологии предоставляют бескрайнее информационное поле, где виртуальное общение становится основным способом самовыражения, однако не все взаимодействия несут позитивный заряд.
Под угрозой оказываются не только личностные качества подростков, но и вся общественная безопасность. Экстремистские группы ловко манипулируют юной аудиторией, используя внешние атрибуты моды и популярности, что делает их привлекательными для подростков. В связи с этим, хотелось бы отметить, что важной задачей родителей и педагогов является развитие в подрастающем поколении критического мышления, чтобы они могли осознавать опасность такого «общения».
Общественное осознание этих проблем требует активного участия со стороны родителей, образовательных учреждений и правоохранительных органов. Только объединяя усилия, можно создать безопасное виртуальное пространство для будущих поколений, предотвратив дальнейшие угрозы. Важным шагом в решении данных проблем является повышение уровня знаний подростков о безопасном поведении в интернете.
Родителям важно знать, как обезопасить своих детей в онлайн-пространстве!
Прежде всего, установите открытое и доверительное общение с детьми о том, что они делают в Сети. Обсуждайте вместе, какие страницы они посещают и какие приложения используют. Проведите вместе время за просмотром контента, чтобы понять, с чем они сталкиваются.
Используйте инструменты родительского контроля, которые позволяют ограничить доступ к нежелательным сайтам и следить за активностью детей в интернете.
Объясните детям основы безопасного поведения в сети: не делиться личной информацией, не общаться с незнакомцами и не открывать непроверенные ссылки. Подчеркивайте важность критического мышления — ведь не вся информация в интернете достоверна.
Регулярно обновляйте программное обеспечение и антивирусы на устройствах, а также беседуйте с детьми о кибербуллинге и его последствиях. Эти меры помогут создать безопасное пространство для детей в интернет-мире.
Только совместными усилиями мы сможем создать безопасную среду для подрастающего поколения в эпоху цифровых технологий.