Оптимистичные «островитяне» или как живут жители деревни Повчин
Деревеньку Повчин, приютившуюся практически на берегу одноимённого озера, можно по праву назвать островной. Нет. Она не отрезана от благ цивилизации. Сюда исправно приезжает автолавка, также доставляют и почту. Просто до центральной усадьбы сельского Совета в агрогородке Вересница по прямой через Припять километра четыре, а по дороге все 70 выйдет. Такое уж административное деление тут произошло. Вот и создаётся впечатление, что тут живут островитяне, которые, кстати, с оптимизмом смотрят в будущее.
Сестра Хатыни
Гравийка до ближайшей крупной деревни Гряда – главная связующая артерия с большой землёй. Минуя Князь-Бор, оказываемся на центральной улице деревни Повчин.
История населённого пункта небольшая. Первые жители здесь поселились только в начале прошлого века. А разрастаться Повчин стал в 1920-х. И к началу войны тут проживало 160 человек в 32-х дворах.
Когда-то, ещё во времена Союза, здесь положили асфальт. Эта дорога вела прямо на молочно-товарную ферму колхоза «Перамога». Теперь в это трудно поверить, но тут было 200 голов дойного стада, не считая молодняка. И именно на МТФ работало большинство местных жителей.
В центре населённого пункта останавливаемся у памятника погибшим землякам. Деревню можно по праву назвать одной из сестёр Хатыни. 24 апреля 1944 года каратели убили здесь 170 жителей Запесочья и Повчина, а также полностью сожгли село. На мемориальной доске имена и фамилии жертв, а также их возраст: два месяца, три года, 18 лет, 68…
После той трагедии деревня полностью не оправилась. И хотя постепенно возродилась, но эхо войны наложило свой отпечаток.
Восемь хат
Свернув на улицу Зелёную, которая соответствует названию, направляемся к дому представителя местной власти. Елена Кулакевич тут доверенное лицо председателя Вересницкого сельского Совета. Женщина радушно согласилась провести по населённому пункту, в котором постоянно проживают восемь человек.
– Тихо у нас тут. Можно сказать, одни пенсионеры, – говорит Елена Ивановна. – Ещё лет двадцать назад было 15 жилых домов. Теперь осталось восемь. Молодёжь разъехалась, а родители не хотят менять сельскую тишь на городскую суету. Зато в последние годы наша деревня приглянулась минчанам. Каждые выходные они едут к нам на рыбалку.
Хотя и живут тут одни старики, домики выглядят аккуратными и ухоженными. На крыше одного из них приютилась многодетная семья аистов. Чем ни полесская идиллия…
– Еды в этом году для них много, – замечает наш экскурсовод, – поэтому и пять птенцов на крыло поднимают.
Женщина всю жизнь проработала на ферме, доила коров, кормила телят. Воспитала четверых детей, которые, подавшись в город, подарили её десять внуков. Теперь она местная активистка, через которую жители деревни Повчин могут обратиться к органам власти с теми или иными вопросами.
– Раньше тут даже стадион был и начальная школа. Кто постарше, уезжали учиться в Вересницу, а затем в Туров. Дети постоянно жили в интернате, а домой приезжали только на выходные или каникулы. Вон, за Припятью школа, по прямой четыре километра, но на лодке только в гости ездили, – вспоминает Елена Кулакевич.
Как в раю
Пятидесятиоднолетний Василий Щур тут приписан к молодёжи. Сейчас живёт с престарелым отцом, за которым и ухаживает. Из райцентра перебрался на малую Родину. Так уж сложилось. Увидев корреспондента, мужчина сразу задаёт наболевший для всех жителей этой самой «густонаселённой» улицы вопрос:
– Нам бы с дорогой решить что-то. Может, грейдер пустить, а то после дождя сюда не добраться. Особенно на съезде. Про зиму и не говорю.
Дом Екатерины и Сергея Деменчуков стоит поодаль от остальных. Супруги-пенсионеры не только за огородом следят, но и хозяйство держат. Пчёлы, козы и куры доставляют, конечно, хлопот, но это приятные заботы. На заслуженном отдыхе чем-то нужно же заниматься. Благо дети тут частые гости. Помогают по дому, не оставляют их одних.
Как и все местные, супруги работали в колхозе.
– Мы тут как на острове раньше жили. Это сейчас река Припять не так разливается, а в 1979 году лодку швартовали прямо к крыльцу. Но уже в 1999-ом году вода чуть-чуть до дома не дошла. А сейчас во время паводка только съезд на нашу улицу подтапливает. Без сапог не пройти, – говорит Екатерина Фёдоровна. – А в остальном живём тут, как в раю. Нет этой городской суеты. Пенсию носят исправно. Три дочери навещают.
Дважды в неделю повчанцы собираются возле автолавки. Приходят сюда не только купить продукты, но и поделиться новостями, пообщаться.
– Все новости узнаем здесь. Каждый поинтересуется, какое у кого здоровье, приезжали ли дети, как рыбалка, – охотно рассказывают сельчане.
К слову, именно река привлекает сюда многочисленных туристов. Порой к берегу Припяти из-за приезжих не пробиться. Василий Щур отмечает, что места тут рыбные, поэтому и съезжаются туристы со всей Беларуси.
Так, единожды приехав сюда половить щук, минчанин Николай влюбился в сельские красоты, да так и остался. Теперь он тоже местный житель. Построил с нуля уютный домик. И рыбалка рядом, и природа за окном, не чета столичной. Его примеру последовала ещё одна семья, которая купила хату рядом и живёт тут как дачники. Недавно новые хозяева появились ещё у одной усадьбы. Так что тут есть спрос на недвижимость.
У людей настрой оптимистичный. Они очень надеются, что их Повчин будет жить ещё долго. А может, и дети на старости лет захотят вернуться на малую родину.
Александр КИЦУРА
Фото автора
Коллаж Натальи ЕРМОЛИЧ
НА ФОТО: 1. Деревня в окружении озёр и леса; 2. Елене Кулакевич доверяют жители Повчина; 3. Василий Щур знает самые рыбные места; 4. Урожайный год для семьи аистов; 5. Супруги Деменчук – в любви и уважении; 6. Место памяти и скорби.