Оплатил за свет – вопросов нет. Как технический прогресс помогает снижать коммерческие потери электроэнергии
В среднем по каждому из 20872-х счётчиков в бытовом секторе района ежемесячно оплачивается 118 кВт, что составляет 30 рублей. Вроде бы неплохо, но в разрезе отдельных групп потребителей картина неоднородная. Почему надо правильно снимать показания, при каких условиях отключат подачу электроэнергии и можно ли обхитрить современные приборы её учёта, узнали в Житковичском производственном участке филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго».
Точность – вежливость потребителей
Общение началось с хорошей новости: в целом мы стали более дисциплинированными в вопросах оплаты за киловатты. Благодаря технической модернизации постепенно сходят на нет факты хищения электроэнергии. Однако производственных задач у коллектива, где трудятся 19 человек, меньше не стало.
Одной из актуальных проблем остаётся неполнота расчётов потребителей за свет. Нагорело у абонента, скажем, 300 кВт, а заплатил он только за 200. Вроде и не украл, но разница ему идёт в долг, а энергосбыту – в коммерческие потери. При временных финансовых трудностях, желая отсрочить неизбежное, так нередко поступают и промышленные потребители, чем нарушают закон. Впрочем, и авансовые платежи специалисты делать не советуют.
– Показания с электронных приборов учёта, сменивших индукционные, в автоматическом режиме дистанционно снимаются в 00 часов первого числа и передаются в ЕРИП, поэтому во избежание искажений абоненты тоже должны фиксировать расход на эту дату, а оплачивать до 25-го числа, – напоминает простые правила начальник участка Энергосбыта Константин Друк. – Задолженностью считается неоплата за два и более месяцев. Возможно, не все знают, что погашать просрочку придётся по тарифу, действующему на момент внесения денег. И если он вырастет, то увеличится и сумма. К тому же будет начислена ещё и пеня.
В целом своевременно рассчитываются за свет 97% населения района. Причём сельские жители в этом аспекте подают пример городу. Долевое соотношение составляет 107% против 89%. Специалисты объясняют это тем, что на периферии, где превалирует старшее поколение, «коммуналку» привыкли отдавать наперёд, приурочивая финансовые обязательства к пенсии. А вот в райцентре список должников длиннее.
– Возглавляет его сегодня абонент, накопивший восемь с половиной тысяч неоплаченных киловатт, – заглядывая в дебиторский листок, констатирует техник группы по расчётам с физическими лицами Татьяна Колосько. – В деньгах это 2,2 тысячи рублей. Есть проблемы и с некоторыми многодетными семьями. Абоненты этой категории убеждены, что «высокий» статус защищает их от отключения электричества. На самом деле, мы имеем право так поступить, хотя и придётся пройти больше, чем обычно, согласований.
Перед тем, как «погасить свет», служба проводит немалую работу: шлёт уведомления, звонит, выводит должника на конструктивный диалог. И если все способы исчерпаны – действует. Технический прогресс позволяет сегодня обесточить жилище, даже не проникая в него.
Впрочем, по существующим правилам Энергосбыт может отключить любого абонента, на счётчике которого два месяца нет движения. Поэтому в организации просят уведомлять о случаях длительного отсутствия. Многие люди, дабы не заморачиваться, просто платят в таких случаях хотя бы по киловатту в месяц.
На всякого хитреца управа найдётся
Каждому известно: бесплатных благ не бывает, но не все осведомлены о том, что стоимость их может разниться. В личном гараже житковчанин устроил станцию шиномонтажа, а за электроэнергию, используемую для её работы, рассчитывался как частное лицо. Незнание того, что в таких случаях для индивидуальных предпринимателей действуют специальные тарифы, не освободило мужчину от финансовой ответственности. Энергосбыт предостерегает: жульничать себе дороже, рано или поздно всё вскроется. Автоматические системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ), как и налоговую службу, обмануть никому не удастся.
– Посредством программного обеспечения мы можем «зайти» на подстанцию РЭС и посмотреть любой КТП, и любого потребителя, – инженер участка Наталья Бандюк включает рабочий ноутбук. – Упал расход, есть существенная разница между отпущенными и потреблёнными объёмами электроэнергии, всё это заносится в пофидерные балансы. Как и куда «исчезают» киловатты, мы определяем достаточно быстро при помощи поисковых алгоритмов и специальных приборов.
Чтобы продемонстрировать, как работает одно из умных устройств с длинным названием вольтамперофазометр, специалисты Энергосбыта предлагают спуститься в «свой» подвал. Достав из кофра маленький экранчик, крепят его в нужное место распределительного шкафа. Несколько манипуляций с присоединением кабелей – и на дисплее появляется красно-зелёная векторная диаграмма. Без утайки она «расскажет» специалисту, как работают на производстве приборы учёта электроэнергии, исправен ли трансформатор тока. Современные технические средства позволяют точно определить и корректность функционирования бытового счётчика – вся ли потреблённая энергия учитывается и оплачивается потребителем.
Интеллектуальные методы выявления нарушений всё активнее приходят на смену рейдам. Но последние тоже практикуются. Так, в этом году их провели 35 и зафиксировали 34 отклонения от нормы. В основном они касаются занижения показаний счётчика. А вот последний случай воровства электричества контролёры вскрыли в конце ушедшего года. Решив проверить, как зимует без дров во дворе житковчанин, «отключённый» за электродолг, обнаружили, что вполне себе неплохо. Ток в жилище кулибин наладил через наброшенные на ввод провода, а обогревался посредством самодельных тэнов. Помимо штрафа, умельцу пришлось возмещать и стоимость украденных киловатт – 1491 рубль. И это ещё, можно сказать, повезло, поскольку расчёт производился с момента последнего обхода контролёра. Вообще срок исковой давности за такие вещи составляет три года, то есть, сумма может получиться просто космической.
А вы заключили договор?
До конца года Энергосбыт планирует завершить работу по заключению с населением договоров на поставку электроэнергии. Неохваченной остаётся чуть меньше пятой части абонентов, зато самая сложная. Речь идёт о пустующих бесхозяйных домах. Родители умерли, а дети-наследники не торопятся привести в порядок правоустанавливающие документы. Хотя сделать это придётся, только расходы будут уже другими. Свет сначала обрежут, а за восстановление подачи электричества надо платить. При условии, что абонент сам позвонит в Энергосбыт, ему могут дать годовую отсрочку для оформления документов и договора.
В контексте нежилых домов специалисты заостряют внимание ещё на одном аспекте. Электронный счётчик – дорогостоящее оборудование. При отсутствии хозяев он должен сдаваться в Энергосбыт, а лицевой счёт абонента – закрываться.
Предложения, о которых не все знают
А вот приборы учёта электроэнергии во вновь строящемся жилье приобретаются и устанавливаются потребителями. Согласно правилам, собственники (в том числе и организации, в хозяйственном ведении которых находятся счётчики) обязаны обеспечивать их ремонт, поверку, восстановление и проверку работоспособности. Но тут есть приятный нюанс. Энергосчётчики одноквартирных домов, вынесенные за границу земельного участка, можно передать на баланс энергоснабжающей организации безвозмездно и со всеми обязательствами по обслуживанию.
Есть в Энергосбыте интересное предложение и для юрлиц. В прошлом году в РУП «Гомельэнерго» завершены работы по созданию информационной системы «Кабинет пользователя для юридических лиц» (КПЮЛ). Она предназначена для удалённого взаимодействия между потребителями и Энергосбытами. Плюсы такого формата очевидны: автоматизированный обмен данными о потреблённой электроэнергии, своевременное формирование данных по расчётам, удобство и оперативность коммуникаций, снижение бумажного документооборота.
По достоинству новинку в районе оценили сельисполкомы, Сатурн-1, ТМК, Житковичский колледж, Житковичигаз, Белтелеком и другие. А всего из 294 наших юрлиц в КПЮЛ зарегистрировано 119 абонентов.
Светлана Шеколян, фото автора
УНП 400069497