Юмор и труд ансамблем поют. Как сегодня живут в Дедовке

То ли так нам повезло на людей, с которыми в этот день повстречались, то ли в самом деле деревней правят песня, юмор и оптимизм. Но показалось, что наша маленькая Дедовка Люденевичского сельского Совета могла бы смело соперничать за статус «смешной» столицы Гомельщины с Великими Автюками. Впрочем, судите сами.

И бисером вышивают

Для начала мы выяснили, что в Дедовке вообще-то с дедами напряжёнка.  Даже с перспективными. А вот старушки здесь – настоящие веселушки. Правда, сначала настроением нас зарядили молодушки и частушки. На экскурсионном старте прямо в местном клубе, которым после того, как он «воссоединился» с библиотекой, руководит Светлана Пупаревич. Алла Кот и Лариса Петровская, не сговариваясь, пришли на встречу в одинаковых платьях. Лёгкие сарафаны, весело подтрунивая над случайно совпавшим выбором, сообщили дамы, не единственная одинаковая одежда в гардеробах. Ведь общности ансамбля требует сценический образ их вокального «Ручейка», всегда готового к песенному подвигу. Вот и сейчас без ложного кокетства (им собраться, микрофоном «подпоясаться») прямо со сцены устроили  концерт. Задорно, просто и зажигательно. Артистизм дворника и уборщицы местного клуба нешуточно воодушевил. Вообще-то в «Ручейке», которым руководит всё та же Светлана Пупаревич, спелись ещё продавец местного магазина Елена Прилуцкая и санитарка ФАПа Вера Цыганок. Даже сыгрались. Как дали по ударным инструментам! Музыкой, как по нотам зазвучали берды, ложки и поварёшки. А если конкретнее, то гармоничную мелодию извлекли даже из кастрюль. Весело! Когда-то эти девчонки устраивали концерты на подручно-кухонной утвари в ансамбле «Весёлые нотки». С детства ничего не забывается. А творчество развивается. Например, Светлана Владимировна ещё и бисером вышивает. Яркий образ цыганки, лик Николая Чудотворца. Теперь вот есть идея подарить икону местной часовне.

Это вам не телеграм

– А что? Ещё замуж пойду, только, если подыщете мне полковника! – улыбка, кажется, не сходит с доброжелательного лица 81-летней Франи Чекменёвой. Тёплому отношению к миру и людям не помешали никакие перипетии жизни. Вот только вспоминается чаще  доброе. Больше 20 лет Франя Николаевна с житковичского телеграфа отправляла до трёхсот телеграмм за смену, не считая писем-«молний». Помогала сокращать слова, чтобы выходило дешевле, и с «телефонистами бережанскими ругалась». Не со зла, а чтобы не мариновали ожиданием связи сельчан.

– Отец мой погиб 6 мая 1945 года, – с неизменной, но теперь грустной улыбкой вздыхает, – представляете, всю войну прошёл,.. обидно. А замуж вышла я за «тамбовского волка»,  здесь, в Житковичах, служил срочную. Парень настойчивым оказался, а позже признался, что влюбился в густые кудри.

Всякое потом было, теперь, что ворошить, ушёл супруг в мир иной. А жить для себя Франя Николаевна так и не научилась.  Получит пенсию, например, разделит на части: трём дочерям, внукам, оставив себе на еду и лекарство. Дети протестуют, но для неё важно отдавать: эмоцию, тепло и даже деньги.

– Я люблю мужчын, гуляць, а яшчэ рабіць і кветкі гадаваць, – юморит, прощаясь, аккуратная бабулечка. Тоже, кстати, попевшая в «Ручейке». Неужели здесь всё из него начинается?

 

Десять дедов

Пока движемся по главной и практически единственной улице Советской (есть ещё Лесная, но её отпочковали для удобства нумерации домов, а не из принципа демографии), Светлана Владимировна откликается на вопрос о названии деревни. Эту тайну приоткрыла Евгения Кончиц. Малолетняя узница концлагеря, испытавшая ужасы войны, жила уединённо, отказываясь от любой помощи. И даже от благ цивилизации, вычеркнув свет и телевизор. Общалась мало. Но перед смертью два года назад 95-летняя старейшина рассказала такую историю. Якобы во времена объединения хуторов в деревни издалека ехали в направлении села 10 дедов со своими пожитками. И стали вдруг в дороге у них волы дохнуть. Вот и решили «якорь бросить» на этом месте. Так в честь поселенцев и назвали деревню.

 

Сорок соток и метров

А вот и дом Пискунов. Узкий проход утопает в цветах. Роскошная герань слепит яркой красотой. Позже выясняем, что легче определиться с тем, чего нет на грядках Елены Сергеевны и Владимира Васильевича. Любуемся гладиолусами и розами, заглядываем в огуречную теплицу. На 40 сотках хозяев нет свободного места.

– У меня только помидоров 450 карчоў и 82 – голубики. – Елена Сергеевна, опираясь на палочку, улыбается, даже рассказывая о трагичном. Она едва выжила после аварии, когда грузовик 40 метров тянул её вместе со скутером по дороге. – Ота чорная была як ваша майка.

Потом врач жёстко, но мотивационно изрёк: не будете двигаться, не будете жить. Вот неимоверным усилием, превозмогая дикую боль, с ранней весны до поздней осени Елена Пискун трудится на своих грядках. А зимою из лоскутов шьёт яркие коврики.  Счастливые тона превалируют.  А силой духа она и супруга заряжает. Кстати, в этом году они отметили 45 лет брака. При этом  знакомы… всю жизнь. Елена Сергеевна ещё и книгами делилась, поскольку за одной партой сидели. Было дело, говорит, настучала учителю, дескать, парень учебники ленится таскать. Даже будущая свекровь вмешалась: «Ой, Лена, хай бы уже не жаловалась». Она и перестала, когда поженились. Сегодня пятеро детей и 12 внуков у этой преданной пары. И восхищающая борьба за жизнь. С улыбкой и юмором.

 

Сладкая ягода

Под занавес оказались почти на панском подворье. А сразу нерадушный приём (мы уже, было, подумали, что статус житковичских Автюков на глазах самоликвидируется) трансформировался в тёплое застолье. С мятным чаем, натуральным мёдом и юмором. Если до сих пор мы встречались с теми, кто здесь родился и пригодился, то бывший спецназовец прапорщик в отставке Фёдор Сочилович остался после службы. В Лунинце дислоцировалась точка радиоэлектронной борьбы, или ракетный комплекс С-300, но без ракет. Во время учений выезжали под Селко и засекали прилёт самолётов: скорость и высоту, эмитируя поражение.

Дом, в котором сегодня живёт, когда-то тоже  принадлежал воинской части. За полвека всё изменилось. У хозяина шикарный сад, где зреют яблоки и груши, опылённые собственными пчёлами. А на двух гектарах земли стройными рядами вольготно раскинулась голубика. Наглых птиц противным карканьем отпугивают, спасая урожай, имитаторы воронья. Лет десять назад, когда Фёдор Петрович решился заняться ягодой, сельчане едва не крутили у виска, считая дело безнадёжной авантюрой. Сразу и, правда, вспоминает хозяин, не заладилось. Но спустя три года всё встало на круги своя. Труд теперь не только урожаем, но и саженцами крут. А огромные кусты голубики (в средний рост, мы померялись) верой и плодами готовы служить до 80 лет. Кстати, сельчане теперь и сами саженцы от Фёдора размножают. Прощаемся, а хозяин, не поддаваясь своим невзгодам, сохраняет оптимизм. С неизменным юмором приглашает на следующий июль, когда голубика созреет. Одинокий мужчина, говорит, желает… Впрочем, чего желает отец двоих детей и дед пятерых внуков в Дедовке, пусть останется тайной.

Валентина Покорчак, фото автора

 

Только факты

 Дедовка расположена в 15 километрах на запад от Житковичей. Деревня  известна с 19 века, как поселение в Житковичской волости Мозырского уезда. В 1862 году насчитывалось 10 дворов. В 1879-ом упоминается в составе Люденевичского прихода. В 1904-ом начал работу железнодорожный разъезд, телеграфный пост. На 1917 год в деревне – 518 жителей, на железнодорожном разъезде – 57. В 1921-ом открыта школа. В 1931-ом организован колхоз «Красная Дедовка». 5 июля 1944 года освобождена от немецких оккупантов. 36 земляков погибли на фронте. Наибольшее количество жителей приходится на 1959-ый – 464. Сегодня в Дедовке 168 жителей, из них 88 мужчин и 25 детей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.