Золотой запас страны хранят на Житковичской хлебной базе
Первые вагоны с зерном на Житковичской хлебной базе разгрузили в конце июня. Всего в этом сезоне предприятие планирует принять 65 тысяч тонн нового урожая, заполнив хранилище до максимальных 135 тыс. т.
Гигантские башни элеватора, которые называются силосы, давно стали одной из визитных карточек нашего города. Мимо них точно не проедешь. Частник Денис Цилёв на собственном новом большегрузе привёз пшеницу, закупленную Минским комбинатом хлебопродуктов в хозяйстве Слуцкого района.
– Это мой четвёртый рейс нынешним летом, – остановив машину возле лаборатории, с помощью подъёмного механизма молодой человек быстро открывает тент кузова. – Вместимость 35 тонн, на дорогу обычно уходит пара часов. Здесь обслуживать стараются быстро.
Пока мы беседовали, длинная металлическая «рука» пробоотборника достала из недр кузова партию зерна для анализа. Клейковина, влажность, заражённость и ещё ряд параметров оперативно определяет небольшая бригада специалистов.
– В этом году хлеб идёт преимущественно сухой, дождей мало, – отмечает начальник производственно-технической лаборатории Алевтина Шестопал. – В целом качество хорошее.
Далее с начальником элеватора Василием Руцким идём на весовую, куда после вердикта визировщиков отправляются машины. Сверив нетто-брутто с накладной, водители держат путь на точку выгрузки. На эстакаде под мерный гул работающего оборудования женщины сметают зёрнышки в решётку под ногами. Только что отсюда отъехала очередная фура. Её место быстро занимает следующая. Из открытого борта, поднимая пыль, золотистая лавина устремляется в приёмный бункер, а оттуда лента транспортёра доставляет её в силосы. Настенное табло в операторской горит-мигает лампочками. Перед глазами схема всех 216 «башен», каждая из которых вмещает по 600 тонн. Партии зерна в зависимости от его качества и вида отправляются в конкретную ёмкость. Мастер смены Вячеслав Савчиц, не выпуская из рук рацию, зорко следит за автоматикой. И внизу, и вверху работают люди, он – глаза и уши производственного процесса.
Лифт за пару минут отсчитал четыре из семи этажей. На высоте примерно сорока метров из окон длинной галереи виднеются верхушки деревьев. Посреди довольно широкого зала по конвейеру к месту хранения движется зерновая река.
Хлеб на базу доставляется не только автомобильным транспортом. Предприятие имеет три километра подъездных путей и два тепловоза. По железной дороге в прошлом сезоне приняли пятую часть всего объёма. Этим летом вагонами везут больше. Поскольку для большегрузов временно закрыт мост через Случь, «хранители» из Минской области стали активней пользоваться услугами БЖД.
– Если в прошлом году первые рейсы были в десятых числах июля, то нынче наши клиенты, а в основном это комбинаты хлебопродуктов Гомельской и столичной областей, стали освобождать свои закрома от старого урожая, перевозя его нам на хранение, уже в конце июня, –по словам начальника элеватора Василия Руцкого, только за один день, минувший вторник, база приняла 750 тонн. – В подготовительный период существенно обновили материально-техническую базу. Закуплены различные датчики, с помощью которых обеспечивается контроль за работой оборудования. Поскольку наше предприятие отличает повышенная взрывопожароопасность, то отступление от строгих правил не допускается.
Приём зерна, поясняет собеседник, обычно завершается к середине августа. Но горячая пора для хлебной базы на этом не заканчивается. Закрома ещё предстоит «доработать». Овёс, пшеница и другие культуры будут не раз очищаться, сушиться и охлаждаться, чтобы в глубинах силосов урожай сохранился без потерь.
Директор Житковичской хлебной базы Дмитрий Савицкий уверен, что коллектив с поставленной задачей справится:
– Уже три-четыре года не имеем недостатка в зерне и клиентах. Другой вопрос – с некоторыми из них есть вопросы по расчётам. Приходится искать выход в таких ситуациях. Надо понимать, что наша прибыль зависит не только от объёмов заготовки, но и от сроков хранения. Чем они дольше, тем более выгодно предприятию. Кадры дорожат работой, средняя зарплата у нас 1800 рублей. Стараемся справляться собственными силами, без привлечения сезонников, в том числе и посредством финансовой мотивации людей.
Пока элеватор функционирует с восьми утра и до 12 ночи. Но, судя по темпам уборочной кампании, в ближайшее время готов перейти на круглосуточный режим. К слову, ночную смену здесь отменили лишь в феврале после окончательной доработки зерна.
Светлана Шеколян
Фото автора