Платья, рубашки, бриджи — все из хлопка. Какие перспективы у белорусской одежды на рынке Кыргызстана?
Общий экспортный потенциал белорусской продукции на рынке Кыргызстана составляет $99 млн, и он не реализован на 71,7%. При этом больше всего мы теряем именно на экспорте одежды белорусского производства. На какие товарные позиции следует сделать акцент при планировании поставок на кыргызский рынок и каким образом производители Беларуси могут кратно увеличить свое присутствие в среднеазиатских магазинах, корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель директора Национального центра маркетинга и конъюктуры цен Евгений Русак.
«В 2022 году экспорт белорусской одежды в Кыргызстан составил рекордные $5,1 млн, что в 8,4 раза превышает уровень 2021 года. Основными поставляемыми субпозициями оказались женские и детские платья из хлопка машинного или ручного вязания, мужские и детские брюки, комбинезоны, шорты и бриджи из хлопка, мужские и детские рубашки тоже из хлопка. В совокупности на три этих субпозиции пришлось около 74% белорусского экспорта одежды в Кыргызстан. Соответственно, акцент при планировании экспортных поставок стоит делать именно на эти товарные позиции», — считает эксперт.
К белорусской продукции с наибольшим нереализованным экспортным потенциалом на рынке Кыргызстана можно отнести колготки из синтетического волокна, бюстгальтеры, женские и мужские пальто и куртки из химических волокон, чулочно-носочные изделия. Как подчеркнул замдиректора Национального центра маркетинга, ключевыми конкурентами для Беларуси на рынке Кыргызстана в части поставки этих товаров являются Китай и Турция, с которыми, в отличие от Беларуси, Кыргызстан не связывают обязательства в рамках торговых соглашений, предполагающих преференциальные условия доступа на рынок.
«Важно отметить, что, будучи членами ЕАЭС, Беларусь и Кыргызстан во взаимной торговле товарами не применяют импортные и экспортные пошлины, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Перемещение товаров между территориями наших стран проходит свободно, без применения таможенного декларирования и государственного контроля — транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного, фитосанитарного. Все это, безусловно, облегчает торговлю и должно способствовать наращиванию товарооборота», — убежден Евгений Русак.
Если делать общий срез кыргызского рынка одежды, то можно заметить, что на нем много как своей, так и импортируемой продукции. В 2022 году экспорт одежды из Кыргызстана вырос в 2,3 раза до $191,7 млн относительно предыдущего года. Вместе с тем, импорт также увеличился на 16,5% до рекордных $424,7 млн. Ключевыми поставщиками одежды в Кыргызстан стали Китай (54,6%), Турция (28,1%) и Узбекистан (11,6%).
По данным портала Statista, общий стоимостный объем розничной реализации как импортной, так и отечественной одежды на рынке Кыргызстана в 2023 году составил $406,6 млн, увеличившись на 6,7% по сравнению с 2022 годом. Ожидается, что по итогам 2024 года показатель достигнет $413 млн, а к 2028 году — $434 млн. Наибольший стоимостный объем розничной реализации одежды на рынке Кыргызстана приходится на женскую одежду (43,7%), за которой следуют мужская (29,8%) и детская (26,5%). Основной объем одежды реализуется в магазинах (около 80%), оставшаяся часть приходится на электронную торговлю. Предполагается, что доля онлайн-сегмента продолжит расти.