На все 103 процента. Один день со скорой помощью
Сотрудники скорой помощи не зря считаются передним фронтом здравоохранения. Именно эти люди мчат на выручку в тот миг, когда всё решают секунды. То, что мы называем подвигом во имя спасения, для них – привычный каждодневный труд. Чтобы присмотреться к профессии изнутри, накануне Дня медицинских работников наш журналист подежурил в «самой быстрой» службе Житковичской ЦРБ.
Бригада, на вызов!
В 19 часов, едва успев поздороваться, с бригадой №2 отправляемся на первый для меня и последний для неё на сегодня вызов. Фельдшер Ирина Михальченко в неотложке уже 24 года, а привела её сюда юношеская романтика и желание помогать.
— Помню, как везла из Грабова 17-летнюю роженицу, которая возле рыбхоза стала мамой, — медик рассказывает о редких случаях из практики. — Но есть у нас и пациенты, вызывающие скорую, чтобы скрасить своё одиночество, поговорить за жизнь. Бывает, бабушка просит закрыть форточку или впустить в комнату котика.
Валерий Павлюков тем временем уверенно подруливает к дому на одной из житковичских улиц. Ориентироваться в географии ему помогает богатый шофёрский опыт, полученный в райпо. Из этой организации мужчина три года назад перешёл в службу 103.
— Нормальные люди, конечно, уступают скорой дорогу, — констатирует водитель, — а кому закон не писан, то и на сирену с маячками не реагирует. В ПДД нет за это ответственности, здесь работает чисто человеческое отношение.
У калитки нас встречает взволнованная пенсионерка, проводит в комнату, где ждёт помощи её невестка. 29-летняя женщина жалуется на сильную головную боль, что не отпускает весь день. Фельдшер задаёт вопросы и проводит осмотр. Кардиограмма, давление, внутримышечный укол… Угроза миновала, состояние улучшилось. Дав совет обязательно обратиться к врачу, прощаемся.
Работой в скорой надо болеть
Соглашаясь принять на дежурство журналиста, старший фельдшер отделения скорой помощи Леонид Жоголь предупредил: насколько «удачной» выдастся смена, предугадать нельзя, может быть затишье, а может — и аврал. В паузе между вызовами задаю вопрос о профессиональном призвании.
— Тут нужен особый талант, — считает Леонид Васильевич, отдавший любимому делу 37 лет. — Без знаний и отточенных до автоматизма навыков, постоянной готовности к работе в экстремальной ситуации фельдшер состояться не может. На диагностику пациента в экстренной ситуации даётся всего 20 секунд, даже испугаться некогда — надо действовать. А получится ли из вчерашнего студента первоклассный специалист, видно уже после первых его смен: горит ли глаз, есть ли живой интерес, не провисает ли теория? Остаются те, кто чувствует в работе драйв. Нет его — уходят в более спокойное место.
Наше интервью прерывает новый вызов: у мужчины высокая температура не сбивается после приёма жаропонижающих. На этот раз я в бригаде №3. За рулём кареты скорой помощи Дмитрий Царик уже шесть лет, за которые, чувствуется, успел влюбиться в свою работу.
— Личный рекорд — 700 километров за сутки, — улыбается молодой человек. — Конечно, такие командировки напряжные, но и на приколе стоять скучно. Не все знают, что мы не отсиживаемся в кабине, а активно помогаем фельдшеру, чаще всего в транспортировке больного в машину. Эмоционально самые тяжёлые выезды на ДТП, пожары и к пострадавшим детям.
С последним согласен и фельдшер Александр Филатов. За более чем два десятка лет в медицине ему пришлось повидать всякое. Но и в этой серьёзной службе бывают забавные моменты.
— «У меня на все препараты аллергия», — мужчина вспоминает, как на одном из первых дежурств пожилая пациентка поставила его в тупик. — Но потом назвала лекарство, которое надо ей ввести, причём в точной дозировке. Позже коллеги просветили: женщина подобный экзамен устраивала и им.
Обслужили этот вызов быстро. Облегчив состояние температурящего, как и в предыдущем случае, медик рекомендовал сходить на приём к доктору за назначением обследования и лечения. Подхватив чемодан, фельдшер уверенно направляется к выходу, я же слегка плутаю по закоулкам дома. В ответ на комплимент в умелом ориентировании уже в машине узнаю ещё одну комичную историю. Однажды Александр вместо входной двери в потёмках отворил кладовку. Шагнул за порог, а ручка выскочила, и он оказался взаперти. Бабушка, которую обслуживал, глуховата, мобильников тогда ещё не было. Пропажу напарника через час обнаружил водитель, который и вызволил его из темницы.
Про ценность жизни
Следующий рейс опять по Житковичам. С новой сменой второй бригады спешим к пенсионерке с высоким давлением. У фельдшера Светланы Жоголь, которая служит своему делу всю жизнь, интересуюсь, бывает ли ей страшно? Ведь хрупкую женщину в доме или квартире может ожидать всякое.
— Если и есть какие-то опасения, то внешне стараюсь их не показывать, — делится лайфхаком специалист. — Сразу оцениваешь ситуацию в помещении, на автомате не поворачиваешься спиной. Но в целом люди у нас адекватные.
И даже, несмотря на болезни, с юмором и на позитиве. У нашей бабушки, с инсультом в анамнезе, тонометр показывает 220 на 118 мм. На вопрос, какие таблетки принимаете, махнув рукой на увесистую домашнюю аптечку, выдаёт шутку: «Полпенсии пропиваю». Фельдшер, заметив на диване нераспакованный надувной бассейн, подбадривает пациентку, что та обязательно ещё должна покупаться в нём этим летом. Виртуозно сделанная внутривенная инъекция потихоньку снижает давление. Но пациентка согласна на госпитализацию. Забираем её в стационар.
В ожидании фельдшера, которая в приёмном покое заполняет документы (потом всякую писанину, занимающую значительную часть смены, она назовёт самой нелюбимой частью работы), общаемся с водителем. Игоря Царика в скорую два года назад привёл сын Дмитрий, с ним мы уже сегодня знакомились. У бывшего военного за плечами пятилетка службы в РОЧС. Его автомобиль быстрого реагирования посылали в самые горячие во всех смыслах точки.
— Боевое крещение здесь пришлось на пик ковида, — говорит мужчина. — Было непросто, но всё же и это не сравнится с тем, что видел на прежней работе. Сталкиваясь со смертью, острее понимаешь ценность жизни…
Четыре телефона и диспетчер
Осталось узнать, как действует штаб скорой, в который поступают все звонки. В этот день руку на пульсе держала Светлана Матох. За 26 лет, треть которых отработала выездным фельдшером, она приняла сотни тысяч вызовов, направила на помощь не меньшее количество бригад и дала множество советов по телефону. К слову, на столе у компьютера, на котором по GPS отслеживаются все экипажи, – их аж четыре (для приёма звонков по короткому и городскому номерам и прямой связи с РОЧС и РОВД), плюс мобильный аппарат. На стене карты – района, Житковичей и Турова.
— Аномалия, когда смена прошла без единого звонка, случилась на моей памяти лишь однажды, — анализирует медик. — Вот сегодня, с 8 до 20 часов, например, их поступило 59. Скорая не имеет права никому отказать. Но, чтобы снизить нагрузку, в дневное время мы переадресовываем обращения на ФАПы и участковые больницы. Заметила, что на частоту вызовов влияют метеоусловия, при смене погоды у многих обостряются заболевания. Чаще звонят и вечером, а в праздники и выходные просят приехать к перебравшим с алкоголем.
А знаете, о чём мечтает диспетчер? Чтобы в скорую мы звонили действительно по экстренным случаям. Львиную часть проблем со здоровьем можно и нужно решать в поликлинике. Из-за пустяковых вызовов фельдшер рискует не успеть, когда его помощь понадобится на самом деле.
Мои сутки закончились спустя четыре с половиной часа. За это время бригада выбывала по адресам шесть раз. Кроме упомянутых случаев, медики привели в чувство хронического диабетика, упавшего в гликемическую кому, госпитализировали подростка с впервые диагностированным судорожным приступом и обезболили обострившуюся у житковчанки невралгию.
Их работа часто на нерве, её нельзя отложить на завтра или схалтурить, потому что на кону стоит главная ценность — жизнь. А трудятся здесь такие люди, которым не жалко отдавать: свои знания, здоровье, время.
В тему
- С начала года в нашу «скорую» поступило более 4310 вызовов.
- Каждую смену три бригады работают в Житковичах и одна – в Турове.
- Один вызов неотложки обходится бюджету в 130 рублей.
- Кроме известного номера 103, в скорую можно звонить и по телефонам: 29103, 101 и 112, а также мобильному +375 29 6830366. По последнему примут СМС о помощи от неговорящих людей.
- Вызовы делятся на экстренные (бригада должна выехать в течение пяти минут, время в пути по городу — 20 минут, в сельской местности — 35 минут) и неотложные (выезд до часа, добраться надо за 75 минут и 90 минут соответственно).
- К первой категории относятся пожар, ДТП, потеря сознания, роды, внезапное ухудшение самочувствия ребёнка, большое количество пострадавших и ряд других обстоятельств.
Штрихи к портрету
*В штате отделения 17 фельдшеров, 5 диспетчеров, 4 медсестры, 17 водителей, санитарка.
*Средний возраст работников – 40 лет.
*Автопарк насчитывает 6 автомобилей.
*81% фельдшеров имеют квалификационную категорию, в том числе 8 человек – высшую.
*Сумка с медикаментами весит около 7 кг, переносной кардиограф – 2,5 кг.
Светлана ШЕКОЛЯН, фото автора