Лидия Петричиц: С песней по жизни
«Прадавала самагон, прадавала, трохі грошай я сабе назбірала. На базары лісапед я прыдбала, найкруцейшай на сяле баба стала», — шуточная песня, по-особому прозвучавшая в исполнении Лидии Петричиц, поднимала настроение, улучшала самочувствие и смешила зрителей.
«На чём ездили, про то и пели», — слегка иронично на вопрос о репертуаре и шлягере улыбается солистка народного ансамбля народной песни «Верас», встретившая свой 80-ый день рождения.
Саввична лишь на два десятка лет моложе родного района. Однако они давно и надёжно так спелись, что не разлучить. Богатое Полесье на её любовь всегда откликалось вдохновеньем, а Лидия Петричиц щедро дарила его людям. Прославляя и популяризируя своими частушками и шуточными песнями целый регион. Такой вот круговорот творчества в природе. А её «Верас», несмотря на статус самодеятельного коллектива, зажигал даже на сцене республиканского уровня. Именно на фестивале-ярмарке «Дажынкі-2013» в Жлобине вересницкие артисты удивили публику юморными песнями «Гром-бабы» и «Лісапет», слова из которого и процитированы вначале.
В графике гастролей и «Зов Полесья» в Лясковичах. Здесь зрители искренне аплодировали, провожая голосистых полешуков, сразивших аудиторию самобытностью, овациями. Но даже такой успех меркнет перед выступлением коллектива на фестивале, где творческий запал оценил главный зритель — Президент.
Конечно, кроме «Лісапета», есть у «Вераса» и свои хиты: «Широкая нива», «Шли коровки в дубровку», «Вересница», «Вёсачка мая» и многие другие. Песни звучали разные, но автором большинства шуточных и частушек, без всякого музыкального образования, Лидия Саввична выступала сама. Как пришла в коллектив, так фактически и взяла в руки репертуар, подбирая то, что «на душу ложится».
А начиналось всё в 1953 году, хотя первые участники коллектива утверждают, что создан ансамбль несколько раньше, еще в 1948-м. Уже позже работницы МТФ «Вересница» решили организоваться в скромный клуб для тех, у кого душа пела. Обладая природной страстью к песне, Саввична втянулась в ансамбль, собственно его организовав.
— В третьем классе я пела в школьном хоре, а в пятом впервые вышла на сцену. А когда в колхозе появился коллектив, поспешила туда, — не раз вспоминала Лидия Петричиц, признаваясь, что талант у неё природный. Мама, Мария Адамовна, ни одного класса школы не окончила, а у неё частушки как из рога изобилия сыпались. Дяди народными инструментами владели.
— Рассказывали даже, когда тут ещё пан Ковалевский был, в наш дом приходили сельчане, как в клуб, попеть на «вячорках» да музыку послушать. А мой дед Адам известным на всю округу скрипачом был.
При этом, на минуточку, Лидия Петричиц — педагог с более чем 40-летним стажем. Всю жизнь, вернувшись после окончания института в родную деревню, учила немецкому языку сельских детей. Учила и, тонко посмеиваясь над жизнью, сочиняла и пела. «Верасу», получившему статус народного, советовали по примеру «Бурановских бабушек» пробиваться на «Евровидение». Но это дело молодых, считала певунья, апеллируя:
— Нас тоже, где бы мы ни выступали, добрым словом поминали, — свидетельствуют об этом и многочисленные дипломы участников и лауреатов областных и республиканских конкурсов и фестивалей. — Своими песнями, частушками мы подбадривали сельчан, простых тружеников.
Кажется, сама жизнь призывала её шутить над деревенским бытием. А что? Так и, правда, веселее.
Валентина Покорчак, фото Елены Кузьмич