Отмолили своих сыновей у войны

Этих  таких разных женщин объединяет не только география, обе жительницы Тимошевичей, а и общая для них тема Афганистана. Прасковье Царикевич и Зинаиде Малаш повезло – они вымолили своих сыновей у смерти. И, конечно, искренне радовались выводу советских войск из Афганистана.

Очень символично, что это случилось накануне марта. Потому в годовщину вывода контингента из жаркой страны артисты Житковичского автоклуба уже традиционно поздравили с Международным женским днём солдатских матерей. В Ленинском сельском Совете их, самых родных людей афганцев, осталось всего двое.

Что писали их сыновья? Как возвращались домой? Эмоции и сегодня наворачивают слёзы.

— Володю призвали уже в Афганистан. Забрали, да и всё, — вспоминает Прасковья Фёдоровна, — а он присылает письмо: «Мама, я в Польше». А другу  рассказал правду… Так и узнали. То поплакала, покуда вернулся. Писал, всё хорошо. Ходила в церковь в Давид-Городке, где тогда жили. Кому только не молилась: и Божьей Матери, и Иисусу. Может быть, они и сохранили. Хороший сын, вот на зиму забрал к себе, ноги болят, не могу ходить. Есть кому в старости досмотреть.

Владимир Царикевич возвращался в окутанную тишиной деревню ночью. Его, конечно, ждали, но точной счастливой даты сын сообщить не мог. Потому,  ступив на порог родного дома, предсказуемо наткнулся на запертую изнутри дверь. Но за два года не забыл, как, припозднившись с танцев, с лёгким волнением открывал внутреннюю щеколду снаружи. Войдя в дом, включил свет, тронул спящего отца, проснулась мама… Какой же радостью наполнилось её настрадавшееся сердце! И снова слёзы, но не те горькие, что выплакала, молясь за сына, а щемящей радости: жив!

Геннадий Савко с мамой не откровенничал. Однако скупое «всё хорошо, всё нормально», не успокаивало душу.

— Куда я только не ходила! — признаётся Зинаида Константиновна. — И в церковь, и даже к ворожеям. Хотелось услышать обнадёживающее, ведь, бывало, что месяц письма нет. Пойду с вопросом: «Жив сын?». Пришёл аккурат на свадьбу к своему дядьке Адаму. Знаете, тогда уже все с его призыва вернулись. А мы ждали-ждали, а сына всё нет. Видя, как терзается моё сердце, невестка, брата жена, предложила: «Давайте, я каждый уголок в доме вымою. Так его и намою!» Я, чтобы занять себя чем-то, поехала на дачу, тогда мы в Целинограде жили. И представляете, где-то к обеду прибыл сын. Намыла всё же. Вот совпадение или примета и, правда, работает… Пришёл со странной причёской. Не хотел стричься, его девчонка из армии ждала, хотел быть с кудрями, красивым. За это целый месяц просидел на гауптвахте. Девочка дождалась. Но, к сожалению, почему-то не поженились. Конечно, за детей переживаешь сильно. Разволновалась она и теперь. О чём «сообщил» тонометр медсестры Ленинской больницы Сабины Валиевой, зафиксировав давление 200.

Букеты, подарки, поздравления в рамках акции автоклуба «Весна, цветы и комплименты», к которой присоединился председатель сельского Совета Василий Немченя, и песня, что расчувствовала «отпросивших» у войны сыновей, женщин до слёз. Ведь и, правда, самая сильная защита – молитва матери.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.