Сладкая жизнь Ивана Маркевича
Если учесть, что хорошая пчелиная семья летом может доходить до 50-ти тысяч насекомых, то домашняя живность пенсионера из Наути исчисляется полуторамиллионным поголовьем. А сам Иван Сергеевич так же трудолюбив, как его крылатые производители полезного лакомства.
Увлечение юности
Жёлтые ульи на краю убегающего к лесу огорода указывают на вотчину пасечника. Чтобы не упустить журналистскую удачу познакомиться с человеком, увлечённым древним промыслом, напрашиваемся к нему в гости. Не обманув ожиданий, хозяин оказался интересным собеседником.
– Каждая пчелиная семья со своим характером, всё как у людей, – Иван Маркевич, две трети жизни посвятивший маленьким «медоварам», не перестаёт удивляться их организации труда, порядку, иерархии. – Рядом, казалось бы, два совершенно одинаковых улья. В одном магазин и надставка залиты, а в другом – и конь не валялся. Спрашивается: где вы летали?
В семье жителя гомельской Костюковки пчёлами никто не занимался. Иван Сергеевич помнит, как ещё маленьким лазил по пустым колодам-лежакам, откуда-то взявшимся во дворе родительского дома. Первые ульи у него появились в юности. Тяга к ремеслу была настолько сильной, что в областной технической библиотеке парень перечитал всю литературу о пчеловодстве. А ради практики пошёл работать сначала на колхозную пасеку, а потом – в тепличный комбинат. Набравшись опыта, решил перейти на фермерские рельсы. А поскольку на придомовом участке в несколько соток не сильно разгонишься, пришлось для добытчиков сладости искать новое место. На Житковщину перебрался по совету братовой жены, которая родом из Загатья (это Люденевичский сельсовет). Иван Маркевич купил там хатку и перевёз своё жужжащее хозяйство. Дела пошли в гору, но вскоре злые люди разорили немалую пасеку. Восстанавливал её человек уже по другому адресу, в Морохорово, а окончательно лет десять назад прописался на окраине небольшой деревушки Науть. К своему увлечению, кстати, приобщил и обоих сыновей.
– Пчёлы не кусают, а жалят, – по дороге к пасеке, посоветовав журналисту сильно не размахивать руками, уточняет собеседник. – Их укол одноразовым «шприцем» целебный, если, конечно, у человека нет аллергии. Узнают ли они меня? Наверное, да. Во всяком случае, когда каждый день навещаю, не трогают, а после перерыва приду, обязательно «отметят», словно обижаются, что забыл.
пока все дома
Сегодня у Ивана Маркевича три десятка ульев, населённых карпатками, это давно известная порода. Пасека, как положено, имеет санитарный паспорт. Всё необходимое снаряжение для неё человек делает сам. Умелые руки позволяют сокращать расходы на содержание крылатого хозяйства. Однако главная проблема – болезни. Особенно досаждает пчёлам клещ, способный погубить всё поголовье. Но вообще, хотя ремесло это сильно зависит от погоды, у хорошего пчеловода не бывает плохого года.
А вы знали, что ульи неслучайно имеют солнечный колер? Как рассказал Иван Сергеевич, во-первых, краска защищает древесину, а во-вторых, пчёлы ориентируются на жёлтый цвет. И что ещё удивительнее, привязываются к своей «квартире». Поэтому их домики перевозят в сумерках, пока все в сборе. Если переместить улей днём, то они будут упорно возвращаться не в него, а на прежнее место.
правильный мёд зависит от совести пасечника
– Можно ли определить качество мёда на вкус? – Иван Сергеевич признаётся, что употребляет свой продукт зимою, с охоты, а во время сбора может разве что подхватить сбегающую с пальца янтарную каплю. – Нет, это может сделать только лаборатория, потому что при сегодняшнем развитии химии легко сфальсифицировать любой продукт. Как советовали ещё в советских пособиях, мёд надо покупать у хорошо знакомого пчеловода.
За свою продукцию он ручается, считая, что обманывать людей грешно. То, что она настоящая, подтверждает исследовательское заключение специалистов. Среди прочих документов хранится и диплом лауреата республиканского конкурса «Лучший мёд Беларуси». Однажды на ярмарке в Гомеле был показательный случай. Проходя по рядам, Иван Сергеевич заметил знакомого продавца. Володя сообщил, что отправил к нему одного деда. «Ты ж привёз больше моего», – удивился наш пасечник. «Так человеку мёд надо в глаза капать, сорок фляг открыл – нет такого»…
Целебный «нектар» с наутской пасеки сегодня расходится по знакомым её хозяина. Распробовав собранное с богатого полесского разнотравья лакомство, люди приезжают за увесистой баночкой снова и снова. Отведали душистого угощенья и мы. Вкусно!
Прощаясь, Иван Сергеевич признался, что держит своё хозяйство не столько ради дохода, сколько для хобби, уже не представляя, как можно с ним расстаться. Рядом с пчёлами он чувствует себя бодрее, а увлечение наполняет его жизнь созидательной радостью.
ФАКТЫ от Ивановича
- Скормив пчёлам четыре кг. сахарного сиропа, можно получить одно кило «липового» мёда.
- Рабочая пчела живёт всего около месяца. За это время она способна принести 6-8 граммов нектара, из которого получится вдвое меньше мёда.
- Засахарённый или севший мёд не всегда старый. Большую роль играют культуры, с которых собран нектар. Например, рапсовый кристаллизируется почти сразу.
- Пчёлы способны максимально улететь на «охоту» за три километра от улья.