Любовь и лад – главный семейный клад
Старших детей Марина и Александр Макаревичи из Дубровы родили, а вот четвёртый ребёнок, они уверены, стал настоящим божьим подарком.
Едва ступив за калитку, понимаешь: по адресу. Судя по нескольким велосипедам у забора, живёт здесь большая семья. А на то, что она ещё и трудолюбивая, указывает добротное селище, много хозяйственных построек, припаркованный трактор и ухоженный сад-огород.
– Да разве ж это много? – пока в беседке под виноградом собираются домочадцы, высказалась Сашина мама Мария Александровна, – вот у нас было шестеро и бацька рана помёр. Я с мужем вырастила три сына. Цяпер жа детей гадаваць – красота. С памперсами, стиральной машиной-автоматом и декретом до трёх гадоў и не ўтомішся.
Марина, выросшая в окружении пяти братьев и сестёр, соглашается: в бытовом плане материнский труд сильно облегчился. К тому же у неё есть помощники в лице свекрови и свёкра, построивших молодым дом на своей усадьбе. А чтобы воспитывать ребят в достатке, просто не надо лениться. В деревне прожить легче, если, конечно, руки приложить. У супруга они мастеровитые, всё могут и умеют. Он работает сторожем на торфобрикетном заводе, жена – школьной техничкой. В деревне, где много однофамильцев, их называют по имени старшего мужчины в семье – Толяны.
Жену Александр привёз девятнадцать лет назад из Буда-Кошелёва. Познакомил их его старший брат, завязался роман, а потом и желание идти по жизни вместе. Их первенец Эдик уже восемь месяцев как служит в армии. Получив диплом бурильщика, перед призывом успел поработать на калийном комбинате. Окончивший восемь классов Тимур способен в части хозяйственности дать фору даже некоторым взрослым. Отец научил его всем мужским делам: с техникой обращаться, дрова колоть, за животными ухаживать.
– Что бацька загадае, то и делаю, – по-мужски немногословен подросток. – Если надо, и корову подоить могу. Ничего тут такого…
Улыбчивую десятилетнюю Юлю в семье считают артисткой. Отличница по многим предметам, в музыкальной школе учится и на сцене в клубе часто выступает. Она первая помощница по дому. Уже легко может накормить всех простыми блюдами, сделать уборку и вымыть посуду.
– Одному, наверное, больше бы всего доставалось, – рассуждает о плюсах и минусах большой семьи девчушка, – но зато у нас всегда весело. Подружка даже завидует, ей-то не с кем дома поиграть.
На троих наследниках Макаревичи когда-то решили остановиться. Тем более и по медицинским показаниям женщине нельзя было больше становиться мамой. Но Марина нет-нет, да и ловила себя на мысли, что рано отдавать по наследству малышовые вещи. Как в воду, получается, глядела. Когда её младшая сестра Катя, имеющая особенности психического развития, без малого три года назад родила девочку, врачи вынесли вердикт: в силу своего заболевания она не сможет ухаживать за ребёнком. Маленькой Вике грозили казённые стены.
– Где трое, там и четвёртому место найдётся, – Александр вспоминает, что их решение родители поддержали сразу. – Теперь уже не представляю, как без нашей младшенькой жить. Придёшь с работы, залезет на колени, обнимет – и вся усталость проходит…
Боевая Вика растёт всеобщей любимицей. Пока мы разговаривали, она ревниво охраняла Марину от Юлиных посягательств, всё время напоминая: «моя мама». По документам на девочку оформлена опека, а по факту она стала по-настоящему родной с первого дня.
– Лишь бы детки были здоровы, – откликается молодая хозяйка на вопрос о рецепте счастья, – а всё остальное наладится. Вырастим и поднимем на ноги.
Светлана Шеколян