Житель деревни Погост Николай Романовский владеет раритетным авто

Серый кузов авто, выглядывающий из зарослей винограда в одном из дворов Погоста, несведущему человеку покажется металлоломом. Коллекционеры же с ходу распознают в этой малютке настоящий раритет. Чтобы узнать историю редкой машины, напросились к её хозяину в гости.

Сейчас пенсионер Николай Романовский ездит на Жигулях шестой модели. А этот Запорожец стал его первым автомобилем, который здорово выручал немалое семейство в голодное постсоветское время. С супругой у погосчанина, работавшего на «Гомсельмаше» техником-электриком, случился служебный роман. Даже двое сыновей Марии Владимировны от первого брака — семи и четырнадцати лет — не помешали мужчине признаться в чувствах. Жена, тогда трудившаяся в соседнем цеху инженером, сегодня шутит, что предложение Коля сделал, в том числе, и из корыстных побуждений. У неё в областном центре была трёхкомнатная квартира, а у него — лишь койка в общежитии.

Вскоре судьба подбросила им непростое испытание. У супруги от онкологии умирает сестра, оставив детей сиротами при непутёвом отце. Не раздумывая, Романовские взяли ребят под свою опеку. Люде было 14, а Жене — два годика. Младший родился за месяц до их общего сына Васи.

— Как-то справлялись, — без претензий к обстоятельствам говорит собеседница, — супружескую кровать пришлось поставить в кухне, уступив комнаты пятерым детям и моей маме. В начале 90-ых всем приходилось тяжело, зарплату задерживали часто, наш завод по полгода простаивал, хорошо, её пенсию выдавали вовремя.

Вот тогда и задумалась семья о своих колёсах, чтобы «гуманитарную» помощь от других родителей, из Погоста, не поездом возить. Быстро подвернулся случай — знакомый коллеги продаёт 28-летний Запорожец ЗАЗ-965 АЭ. В 1996 году за малолитражку семья отдала 290 евро. Приёмные дети оздоравливались в Германии, оттуда и привезли не за раз такую сумму. Во время жесточайшего дефицита выбирать не приходилось, что предлагали, то и брали.

— Хорошая машина, крепкая и маневренная, — уверяет водитель с 48-летним, без единого нарушения, стажем Николай Павлович, — по любой грязи пройдёт и в песке не застрянет. Гружёная под завязку никогда не подводила. В ней все запчасти родные, мотор дважды сам перебирал. Заливай бензин — и езжай.

Пожалуй, ни одна модель отечественного автопрома не заслужила столько шуток, как «горбатый» Запорожец. Юморили и Романовские, прозвав свой мини-транспорт Дракончиком. Лёгкое стеснение от непрестижности модели перевешивало удобство автономного передвижения. Трое младших детей (Сергей служил, приёмная дочь училась) за пять часов пути в деревню и поиграть, и выспаться успевали, а Мария Владимировна на обратной дороге щавель или ягоды переберёт, а то и пару носков свяжет.

Их «мини-вен» часто вызывал повышенный интерес. К одобрительным сигналам на трассе быстро привыкли, как и к удивлению публики. Особенно забавляло зевак, когда на АЗС водитель зачем-то вставлял топливнозаправочный пистолет куда-то под передний капот. Мало кто знал, что вместо багажника здесь бензобак, а мотор расположен сзади. Не раз заявлялись желающие купить уникальное авто, бывало, что тут же предлагали обмен.

Верой и правдой Дракончик прослужил Романовским 10 лет, пока они не разбогатели на Жигули. Но с первой «ласточкой» не расстаются. Сначала виды на неё имел старший сын, собиравшийся заняться реставрацией малолитражки. Но материальные приоритеты изменились. Сегодня покупатели, заглядывающие во двор их облюбованной погостской дачи, предлагают за «горбатого» всего 500 долларов. Маловато. На приличные подарки внукам, а их у пары уже девять, не очень-то хватит. Пока для отдыхающего летом юного поколения машина деда остаётся лучшей игрушкой.

ФАКТ

Запорожский автозавод начал выпускать экспортную модификацию ЗАЗ-965 АЭ в 1963 году. Её особенностью стали боковые наклонные молдинги, улучшенная отделка салона, усиленная шумоизоляция, наличие пепельницы и наружного зеркала заднего вида слева. У этой машины с двигателем 30 лошадиных сил две двери, которые открываются в другую сторону, к задней части авто. Из достоинств специалисты отмечают автономную печку, которой не комплектовались даже Волги, и независимую подвеску. Последнюю не имела ни одна серийная легковушка в СССР.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.