Праздничный режиссёр, или Главный за кадром
У любого праздника, будь то грандиозный концерт камерного оркестра или маленький вечер торжества в сельском клубе, есть режиссёр. Человек, остающийся за кадром, путём творческого озарения создаёт эмоционально проникновенную атмосферу для зрителя. Причём в нашем случае часто вовлекая его самого в процесс.
А Женя Пискун, заведующий Озёрновским центром культуры, ещё и на себя примеряет роли в традиционных спектаклях. При этом в устоявшуюся классику, например, того же Купалья, вносит собственный почерк, оставляя шлейф оригинальности.
— У многих профессия режиссёра ассоциируется исключительно с кино. Узнав о моей занятости, некоторые интересуются: «А какой фильм снимаешь?». На самом деле специализация разновекторная. Я, к примеру, — режиссёр праздничный, — Евгений, молодой специалист: где учился, там и сгодился. Парень по целевому направлению окончил Гомельский колледж искусств и уже два года как вносит свежую культурную струю в застоявшуюся атмосферу деревни. — Работаю на всех этапах подготовки действа, начиная с идеи и заканчивая монтажом площадки.
Предполагается, что режиссёр поможет артистам разучить песни, поставить танец или театральную миниатюру, смонтировать видео. Основные задачи — создание праздничного проекта и творческих номеров, написание сценария, подбор аудио- видеосопровождения и, конечно же, акцент — административная работа. Во всём этом очень помогает образование. Тем более, что, Женя сегодня — по-прежнему студент — профильного факультета университета.
Главное в профессии, уверен 24-летний парень, даже не соответствующие занятости дипломы. В творчестве должен быть тот самый огонёк, генерирующий идеи 24 на семь. Ну, или способности, если хотите, интуиция с чутьём идеи. Это либо есть и приносит огромное удовольствие от воплощения замысла в жизнь. Либо — нет, тогда труд на культурно-творческом поприще превращается в пытку.
Вторым аспектом реализации своих ноу-хау Женя называет способность режиссёра правильно донести задачу, сформулировав доступно своё представление исполнителю роли или другим участникам процесса.
— То, как я вижу, а это картинка в моей голове, которую, вынашивая несколько дней, облекаю в определённую форму, должно быть понятно всей труппе, — а вообще признаётся постановщик праздников, сначала появляется музыка, именно на её выдержанно-звучащий фон позже ложится сценарий.
И третьим, но особенно важным аспектом режиссёрского успеха Женя называет… стальные нервы. А это значит, что в таком руководителе обязателен контрастный синтез творчества, характера и упорства.
— Этот парень — единственная в своём роде изюминка культурного поприща района, — директор Марина Кишкурно не скрывает, что намерена переманить Женю из Боровой, где он живёт с родителями, в Житковичи. Не таит и административный интерес к учёбе коллеги, с гордостью сообщая: — звонила в университет, куратор сказала, что Евгений наш — лучший на курсе, отличник. Нам очень приятно. Конечно, без талантливых учителей на первом этапе не бывает достойных учеников. Есть такие и у нашего героя. Алла и Владимир Суббот, сами обладая творческой изюминкой, смогли способности юноши увидеть и поддержать. Два важных условия для любого старта.
У Жени уже есть несколько удачных проектов. А сегодня стартует важный для главного режиссёра спектакль, в котором он исполняет ключевую роль основного волшебника района — Деда Мороза. В его свите 10 персонажей и длинные новогодние хороводы. Но если бы вы знали, сколько всего остаётся за кадром!
— Тот, кто хочет работать праздничным режиссёром, должен понимать, что для успеха в профессии недостаточно быть весёлым и энергичным. Чем меньше умеет и знает организатор, тем беднее получается праздник. И соответственно наоборот, — уверен наш Дед Мороз, подчёркивая, что учиться надо, как и жить 24 на семь. Без рождественских каникул.
Валентина ПОКОРЧАК