Надёжное чёрное золото
Из Червоного на Солигорский участок Житковичского торфобрикетного завода ведут два пути: железнодорожный по узкоколейке и автомобильный. Последний, конечно, менее романтичный, но более комфортный. Его мы с заместителем директора предприятия Александром Кебиковым в этот раз и предпочли.
Особенность сезона
Преодолев 80 км, оставив позади жиреющую на торфяниках картошку и глубокие норы бобров вдоль каналов, наконец упираемся в роскошную базу участка добычи. Тема с историей, потому здесь основательно потрудились над уютом территории и бытом для персонала. Впрочем, на базу большинство возвращается лишь в конце рабочего дня и для того, чтобы перекусить в обед.
Нынешний сезон, анализирует начальник участка Геннадий Агиевич, имеет две особенности. Во-первых, стартовал на два месяца раньше обычного – в марте. А, во-вторых, до сентября намерены получить рекордное за последние десять лет количество фрезерного торфа – 230 тысяч тонн против 147 тыс. 2021-го. К слову, 176 тысяч тонн непосредственно выдаст на-гора Солигорский участок (остальное подтянет стартовавший недавно в Замошье). Всё это следствие успешного маркетинга, поскольку будущий брикет надо не только создать, но и (позиция, кстати, решающая) продать.
Где начинается тепло
Основной эпицентр событий, конечно, не на уютной и презентабельно цветущей розами и пионами базе. Впереди нас ждёт «выгоревшее ржавое» поле. Чтобы добраться к нему, мы с моим гидом Сергеем Купрацевичем на шумном «Беларусе» трясёмся километра полтора. Потом ещё долго колесим по коричневым секторам, чтобы отследить процесс. Не сразу вникаешь в последовательность работ, поскольку среди гор-пирамид туда-сюда и по кругу с разными прицепами, но одинаково щедро выдавая клубы пыли, движется техника.
– У нас же определённый цикл, – вводит в курс дела по ходу гид, – стартует добыча с фрезерования. Ну, поднимаем пласты залежей, как бы подрезая торф.
Этап считается сложным. Хотя какой здесь полегче? Очередной трактор, зацепив специальные грабли, начинает ворошение. Процесс, надо сказать, скучноватый, но очень важный, поскольку помогает будущему топливу подсохнуть. Кстати, сушение проходит несколько позиций. В начале между делянками-секторами роют каналы, куда произвольно стекает вода, а затем уже в игру вступает техника. «Ворошилка» лихо курсирует, будоража торф. Ей по одному и тому же полю надо пройти трижды. Всё это невольно напоминает жниво трав. В такой же аналогии после «укоса» начинают валкование, за которым уборочная машина собирает караваны. Их длинные «тела» напоминают пирамиды знойного Египта.
Гусар вдохновляет белорусов
– Чем не курорт? – иронизирует тракторист, весело сообщая: – У нас ещё гусар ходит!
И доброжелательно посмеиваясь на недоумение, конкретизирует, указывая на вынырнувший из пыли ДТ-75 с таким же странным, как и у новеньких «Беларусов» «инопланетным» прицепом. Эх, говорит, гусеничная техника на мокрых полях самое то. А этот ветеран пережил уже не одно поколение колёсной «молодёжи».
Штабелирующая машина, похожая на космический корабль, добросовестно укладывает торф в бурты, и процесс по-честному завораживает. Ну прямо-таки Марс с луноходом, кажется, снимай бестселлер. Тем более, это почти финиш. Мы возвращаемся на базу, где случайно застаём отправку первого состава с торфом, добытым в этом году. Двадцать вагонов, а среди них появились и вызывающе новые, покатили в след за локомотивом по узкоколейке. Первые около 240 тонн будущего брикета пошли на завод!
Но это чуть позже. А пока снова трясёмся в тракторе, мой гид с большим стажем на ТБЗ, вспоминает щедрые когда-то торфяники. Говорит, было дело, в начале залежи доходили до шести метров в глубину. Сегодня полтора – уже хорошо.
Люди на болоте
Нас из путешествия встречает не только Геннадий Агиевич, но и дружная компания лаборантов и поваров. Здесь все живут в ладу. Чуть больше 30 человек заняты на участке. И шесть женщин на этом корабле – к удаче. Они готовят обед в столовой, замеряют влажность и зольность торфа. А вот на радиационный контроль отправляют в Калинковичи.
– Поскольку добычу начали ещё в марте, – на вопрос по теме констатирует начальник участка, – сегодня уже есть 40% плана, хотя надеялись, что к июню будет порядка 50-60%. Погода подвела. Когда холодно, торф плохо сохнет. Для нас солнце и ветер – лучшие друзья-помощники.
Покидаем гостеприимную базу, выяснив, что в искусственном пруду здесь водится рыба и даже щуку замечали. Впрочем, главным приобретением сезона Геннадий Агиевич называет два новых трактора, пару фрезбарабанов, пахнущих заводской краской вагонов и ожидание современного экскаватора.
Валентина Котлерчук, повар ТБЗ: «Кто работает, тот ест»
Валентина ПОКОРЧАК