Чем пахнет живица?

Потом, мошками и барбарисом

В этот день Андрей Акунец, пройдя не один километр по лесу, прикоснулся почти к двум тысячам деревьев. Однако, это не просто прогулка для подпитки жизненных сил. Вздымщик ОАО «Лесохимик» на каждом стволе произвёл специальный надрез коры, то есть сделал подновку. По этому каналу, напоминающему «экстерьер» кленового листа, в небольшой конусообразный резервуар стекает бесценный продукт – живица.

20 га и болотные сапоги

В нынешнем году участок Андрею в Житковичском лесничестве достался посложнее, чем, например, его коллеге Валентину Альвинскому. Всё из-за обилия влаги. Потому, не только вооружившись специальным инструментом – хаком, но и облачившись в рыбацкие сапоги, топает по воде весь, выходящий порою за восемь часов, рабочий день. Здесь вам не офисный административный контроль. В лесу вздымщик сам себя организовывает на труд праведный, соблюдает график подсочки деревьев и …надеется на руки, урожай и сосну. Последняя, уверяют знающие, по характеру очень разная, а первое впечатление часто обманчиво. Казалось бы, роскошное в обхвате дерево, а смолы – раз, два – и каплей обчёлся.

– А вон та, – указывает мастер Александр Северин на тонкий ствол и густо-зелёные иголки, – щедро делится живицей.

– У меня вот попалось дерево, – включается в диалог Андрей, – за четыре часа приёмник наполнило.

Вообще-то это большая и очень редкая удача на почти 20 га его делянки. В среднем одна ёмкость собирает смолу около месяца. Кстати, и сама живица, как молоко у коровы, по консистенции очень разная. В этом скоро убедятся сборщики, что пойдут «паковать»  полезное «ископаемое» в специальные баки: одна водой льётся, вторую и специальным ножом трудно достать.

Хак вздымщика

Он без баллона со стимулятором на 2,5 литра, кажется не очень тяжёлым до тех пор, пока острие не входит в дерево. Чтобы дорезать «ус» до конца, требуется немалое усилие.

– За раз нужно сделать по одной подновке с каждой стороны на карре, – просто о сложных буднях говорит Валентин Альвинский, – а через неделю вернуться, освободить приёмник от воды, которая набегает во время дождя, сделать опять подновку. И так больше 20 раз за сезон.

Он, кстати, стартует в апреле и длится до октября. Впрочем, всё зависит от температуры воздуха, которая должна достичь не менее семи градусов. Пик наступает в летние месяцы, когда дерево уже не тратит силы на цветение.

Сколько сосен в подсочке у вздымщика? Считаем не деревья, а карры. Если диаметр сосны более 40 см – можно и две заложить. У Андрея на делянке около 10 тысяч карр. А в целом на участках шести лесничеств Житковичского лесхоза, что арендует ОАО «Лесохимик», порядка 200 тысяч. В среднем один вздымщик добывает 8-12 тонн смолы. Правда, есть и рекордсмены, достигающие… непостижимые цифры.

А сколько в дереве смолы?

Те хвойные, что щедры на «нектар», нередко называют кормилицами. По аналогии с доброй коровой. И «раздаивать» сосенки приходится не менее точно, по графику и без перерывов, а то застынет живица прозрачной слезой, закрыв путь себе и другим. Работа вздымщика, конечно, не из лёгких, а с давних пор в условиях труда почти ничего не изменилось (даже династии сохраняются). Разве что хаки стали острее, да стимулятор вместо разбавленной соляной кислоты – безвредно-содовый. А ещё сами приёмники из глиняных, такой как-то нашли в Хвойковском лесничестве, превратились в пластиковые. Сосна же в среднем отдаёт 1,3 кг смолы за сезон. А вот житковичские деревья щедрее, говорят специалисты, здесь от одной сосны могут набрать до двух килограммов. Впрочем, хвойные ещё присматриваются к человеку: одному – всё, другому – капли. И это не байка.

Для чего добывают?

Кроме того, что живица 99 хворей лечит, да и от сотой избавляет, сосновую смолу используют в нефтяной промышленности: большая часть каучука даже в шинах немецкого Фольксвагена была из Беларуси. В списке – лакокрасочные материалы и даже в жёлто-белой зебре пешеходного перехода её часть есть. Добавьте нефтехимию, 50% экспорта и главных наших потребителей: «БелАЗ», «Гомсельмаш», «Белхим», «Белшина».

А свиньи кто?

Ценят смолу и дикие кабаны. Наши вздымщики не раз становились свидетелями их любви к живицовым процедурам. Звери нагло опрокидывают приёмник, чтобы испачкаться – никакой паразит не сядет. А вот лоси в неправедном гневе нередко обрывают «конусы» буйными рогами целыми рядами. Досадно. Но, пожалуй, даже сохатых злее – человек.

– Воруют, – вздыхает мастер Михайлович, – кто-то для лучины, некоторые, чтобы смазать днище машины от коррозии. Здесь люди не понимают, что через год из-за стимулятора железо прогниёт. По этой причине нельзя брать и для лечения. Кроме того, это же тяжёлый труд вздымщиков, их зарплата.

Чем пахнет?

На прощанье Андрей Акунец вдруг вспомнил о непривычном – у него на делянке есть дерево, вместо тёмно-смолянистой дающее светло-зелёную живицу. Нонсенс.

– А ещё случается, – снова о необычном уже и мастер Михайлович, – вместо запаха скипидара смола источает аромат барбариса.

Они, а в подразделении нашего района трудятся 20 постоянных работников и столько же приглашают сегодня на сбор смолы, очень доброжелательные и ответственные. Не потому ли, что у сосны мощная энергия: снимает депрессии, берёт психоэмоциональный удар человека на себя. Не верите? Тогда спросите у вздымщика.

Наша справка

За сезон на всех участках своей епархии ОАО «Лесохимик» добывает до трёх тысяч тонн живицы. Доля Житковщины здесь порядка 10%, что, уверяет заместитель управляющего предприятием Юрий Трифонов, вполне существенно. А зарплаты исчисляются в тысячах рублей. Предприятие даёт стабильную работу на селе, соответственно, поступления подоходного налога в местный бюджет. Социальный пакет, спецодежда, техника безопасности – всё как надо. И, что очень важно, сложились хорошие отношения как с администрацией Житковичского лесхоза, так и на местах.

 

Валентина ПОКОРЧАК

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.