А патриотом быть обязан
Как прививают любовь к Родине в самой большой школе района
На новую должность руководителя военно-патриотического воспитания, (она введена в учреждениях образования Беларуси с 1 сентября) Сергея Чернявского долго не уговаривали. К тому времени он преподавал в межшкольном центре допризывной подготовки, что на базе СШ №3, потому, как говорится, был в теме и к расширению компетенции подошёл со всей ответственностью. Кроме прочего, соответствовал важному квалификационному критерию: такие специалисты должны иметь педагогическое образование и опыт службы – срочной или в отставке/запасе.
– Нельзя сказать, что урокам патриотизма в нашей школе до этого не уделялось внимание, – подчёркивает директор учреждения Анна Друк. – Прививать любовь и уважение к своей стране – задача каждого педагога. Вместе с семьёй и другими общественными институтами мы должны воспитывать детей так, чтобы они понимали: в иерархии ценностей на первом месте Родина, а потом уже всё остальное.
В Житковичской СШ №3 в этом направлении накоплен немалый опыт, она вполне может стать инновационной площадкой, примером для других школ.
– Если военруком только с 10-11-классниками работал, – вводит в курс обязанностей Сергей Иванович, – то сегодня мероприятия патриотической направленности организую с учащимися от первых до выпускных классов. Плюс большой школы (а у нас без пятнадцати человек – тысяча учеников) в том, что легче обеспечить соревновательность, а минус – порой сложно охватить сразу всех. Впрочем, на общую цель трудится весь коллектив без исключения: предметники, классные учителя и другие специалисты.
Формы этой работы самые разнообразные – от викторин, экскурсий и конкурсов до вахт памяти, акций, походов и встреч с ветеранами боевых действий. По словам собеседника, детям особенно нравятся спортивно-игровые занятия. Так, в этом году большой отклик имел рыцарский турнир, который на праздник Масленицы объединил ребят 7-11 классов. Интерес ученики проявляют к конкурсам – юных друзей милиции, «А ну-ка, парни!», «Зарнице» и «Зарничке», другим подобным состязаниям. С прошлого года в школе действует военно-патриотический клуб «Патриот», у которого есть своё знамя и программа, направленная на воспитание ответственного отношения к себе и окружающим, уважение христианских основ, приобретение опыта участия в общественной жизни, готовности, если потребуется, стать на защиту родного края.
– При этом, – уверен Сергей Чернявский, – на первом месте должно быть живое неформальное общение с детьми и личный пример отношения к ценностям общества, сохранению исторической правды. Мы стараемся не читать лекций, а разговаривать. Подрастающее поколение очень тонко чувствует фальшь.
Сергей Иванович с благодарностью вспоминает уроки допризывной подготовки в своей родной Приболовичской школе, что в Лельчицком районе, отмечая, что парни всегда с увлечением осваивали оружие, учились стрелять, оттачивали элементы строевой. Не сильно изменилось и нынешнее содержание этой дисциплины. Межшкольный центр еженедельно посещают учащиеся 10-11 классов всех житковичских школ. На шестичасовых занятиях молодёжь узнаёт о том, как проходит служба в Вооружённых Силах, а ещё историю белорусской армии, воинский устав, вооружение, обсуждает военную политику, занимается строевой и огневой подготовкой. Ребята из гимназии, с которыми удалось пообщаться после интервью с военруком, подтвердили: уроки интересные.
Конечно, результаты патриотического воспитания нельзя оценить сразу. Должно пройти время, чтобы молодое поколение ощутило его важность и ценность. Но попавшие в благодатную почву зёрна обязательно дадут созидательные всходы.
Штрихи к портрету
Сергей Чернявский окончил Мозырский педагогический университет и магистратуру по специальности «тренер-преподаватель». По распределению трудовую биографию начал в нашей ДЮСШ, где работал на отделении волейбола. После воинской службы демобилизовался в звании лейтенанта запаса. Нынче возглавляет районное методическое объединение руководителей военно-патриотического воспитания и входит в областную творческую группу представителей-коллег из всех регионов.
В дополнение
На недавнем областном межведомственном семинаре-совещании «Проблемы и новации военно-патриотического воспитания» министр образования Беларуси Андрей Иванец обратил внимание на более тесное взаимодействие школ с командованием воинских частей в плане подготовки допризывников, экскурсии в в/ч и музеи, а также сотрудничество с военкоматами. Кроме того, рекомендовано активней вовлекать в объединения патриотического профиля трудных подростков.
Светлана Шеколян