Прокуратура продолжает расследование
Документы, полученные правоохранителями из Мозырского архива, публикуются впервые. Акты созданы на основании свидетельских показаний и леденящих душу рассказов людей, переживших ужас войны. Дальше – языком документа.
17 дня декабря месяца 1944 года
При расследовании установлено:
(…) За время оккупации немецко-фашистскими захватчиками на территории Житковичского городского посёлка Полесской области немецкие изверги и их сообщники сразу приступили к массовому истреблению мирных граждан гнусным образом (беззащитных женщин, детей и стариков), а также к массовому уничтожению еврейского населения. Так, например, в июле 1941 года немецкие изверги зашли на квартиру гражданина Бажана по ул. Пролетарской, д. №49, забрали как партизана, вывели на улицу и начали его казнить, стали избивать резиновой плёткой и прикладами по голове, лицу и плечам, избили до полусмерти, после чего с пистолета расстреляли. Жена, Бажан Мария Михайловна, когда упала на труп своего мужа со своими детьми и стали плакать, то немцы также начали избивать резиновыми плётками всю семью. Недели через две, примерно в августе 1941 года, немецкие палачи и их сообщники приступили к уничтожению еврейского населения. Сразу расстреляли 12 женщин, детей, стариков, а всё принадлежащее им имущество забрали себе. В январе 1942 года немецкие палачи и их сообщники вывели для расстрела 12 человек, среди них были женщины, старики и дети до 7-8 лет. Возле пролетарского переулка м-ко Житковичи начали делать расправу над взрослыми, а ребятишки, видя такое, стали кричать. И для того, чтобы спасти свою жизнь, дети побежали кто куда, тогда немецкие изверги с автоматов и винтовок открыли по ним огонь и всех перестреляли.
На следующий день немецко-фашистские захватчики вывели для расправы еврейское население — 37 человек. После расстрела, как правило, всё имущество забирали и складывали в специально отведённое помещение, после чего награбленное вагонами отправляли в Германию.
В декабре 1941 года немецко-фашистские захватчики согнали 70 евреев, среди них были дети, женщины и старики, к заранее приготовленной яме и всех расстреляли. Перед убийством изверги всех, кто имел специальность портных, заставили шить обмундирование для немецких солдат и их сообщников. И лишь после окончания этой работы расстреляли. Одна гражданка Хева Гоберман со своим трёхлетним ребёнком бежали, на следующий день её нашли и применили к ней ужасающие пытки, избивая прикладами винтовок и автоматов. После на глазах ребёнка расстреляли мать, вслед за этим убили малыша. Всю одежду с расстрелянных также сняли.
В августе 1942 немецко-фашистские захватчики по ул. Энгельса вели на расстрел Фому Михайловича Сергавицкого и Бориса Михайловича Ярошевича. Они стали просить, чтобы их не убивали, на это немцы начали избивать мужчин резиновыми плётками, после расстреляли.
В январе 1942 года немецкие захватчики зашли на квартиру гражданина Дорфмана Иука, сразу забрали всё имущество, а после Дорфмана и его жену расстреляли.
В феврале 1942 года гражданку Гарбуз арестовали за то, что её муж ушёл в партизанский отряд. Сначала её заставили работать на кухне жандармерии, после она хотела убежать, но её поймали и повели на расстрел. По пути её всё время избивали, и когда она заявила, что Советская власть была, есть и будет, сразу же из автомата расстреляли.
В феврале 1942 года одна девушка Вера Ивановна Савчиц, проживающая по ул. Новостроещая, собиралась выходить замуж. Узнав об этом, немецко-фашистские захватчики и их сообщники стали выжидать свадьбу. Спустя несколько дней, когда она была назначена, в воскресенье, Вера собиралась ехать под венец. В это время зашли немцы и начали грабить квартиру, забрали всю приготовленную водку, продукты и всё остальное имущество. Напившись, схватили девушку Савчиц и всех родителей, избили до полусмерти, после всех расстреляли и сняли с убитых всю одежду. В этот раз погибли 50 ни в чём не винных граждан, среди которых было много грудных детей. Младенцев немецкие изверги подбрасывали вверх и на лету с автоматов расстреливали.
(Продолжение следует).