Игорь Артёменко: «Геноцид – без срока давности»
Будущим летом прокуратура Беларуси отметит свой вековой юбилей. Её рождение и развитие обусловлено разными вехами, неразрывно связанными с историей государства, региона и безусловно людьми в профессии. Потому свой цикл материалов к круглой дате мы начинаем от обратного – дня нынешнего. О том, что второстепенного в деятельности государственного органа нет, рассказал прокурор Житковичского района Игорь Артёменко.
— Игорь Анатольевич, если в двух словах, прокуратура это…
— Единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющая иные функции, установленные законодательством.
— Вы совсем недавно возглавили структуру в нашем районе. Что в первую очередь попало в поле свежего зрения?
— Соблюдение трудовых прав граждан. По крайней мере, на четырёх предприятиях выявлены нарушения. Речь идёт о задержке заработной платы, выходного пособия при увольнении, охране труда. Также законность в сельскохозяйственной сфере, в части содержания крупного рогатого скота. В двух случаях уже внесены предписания. Также – особое внимание — предупреждению гибели людей на пожарах.
— Какое направление ещё в приоритете?
— Одним из самых, пожалуй, актуальных сегодня остаётся расследование в рамках уголовного дела по статье 127 УК «Геноцид» злодеяний, совершённых немецко-фашистскими захватчиками против мирных советских граждан на территории Житковичского и Туровского районов во время Великой Отечественной войны. Инициатива принадлежит Генеральной прокуратуре, а к работе подключены все регионы Беларуси, в том числе и мы. Актуальности добавляет и тот факт, что 2022-ой в нашей стране объявлен Годом исторической памяти.
— Уголовное дело подразумевает привлечение к ответственности…
— Расследование уголовного дела о геноциде – важная и непростая задача. Возврат к трагическим событиям времён Великой Оте-чественной войны именно в такой плоскости необходим. Как показывают результаты расследования, имели место множество фактов массового уничтожения белорусов и издевательств над мирным населением. Чему должна быть дана современная оценка, как правовая, так и народная. Мы же допросили оставшихся в живых узников концентрационных лагерей, или тех, кто помнит оккупацию. На Житковщине 53 человека попали в этот список, 22 из них – узники концлагерей, 17 – очевидцы тех событий и 14 – родственники потерпевших в той или иной степени от фашистов.
— Устные свидетельства не единственный источник?
— Из Мозырского архива мы получили ряд копий важных документов, а именно акты расследования в 1944-1945 годах злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Это, скажу вам, леденящие душу свидетельства преступлений (мы обязательно выдержки из них опубликуем). Более того, сохранились все архивы, касающиеся коллаборантов: фамилии, имена, где жили, степень их злодеяний, мера наказания и т.д. Понятно, что из этических соображений называть их не будем, поскольку ныне живы потомки бывших полицаев-предателей… Расследование продолжается, по-прежнему работает созданная в районе специальная группа, куда вошли прокурор и два следователя следственного комитета.
— Игорь Анатольевич, в заключение можно о личном? Вы, как известно, после окончания Лоевского педагогического колледжа, прежде, чем поступить на юридический факультет Гомельского университета имени Ф. Скорины, работали в сельской школе учителем. Почему изменили стезю?
— Меня всегда интересовал закон, потому и сделал такой выбор. А проходя практику в органах прокуратуры, побывав на судебных процессах, увидел, как это работает, понравилось. Но скажу больше: если бы мне восемь лет назад сказали, что стану прокурором района, рассмеялся бы. Но рад тому, что так произошло, поскольку очень заинтересован в служении своей стране и согражданам. Мне приятно осознавать, что помогаю обеспечивать соблюдение законов и безопасность людей. Выполнение обязанностей прокурорского работника, а ныне прокуратура Житковиского района – это привилегия. А моя супруга и двое сыновей очень обрадовались возможности жить в этой замечательной части Гомельщины.