Нужно ли участвовать в конкурсах?
Этим вопросом задался коллектив Малешевской базовой школы, после того, как подытожили результаты районного этапа одного из самых известных республиканских творческих состязаний – «Калядная зорка».
В письме на адрес редакции педагоги сообщили, что ни одна из шести их работ, отправленных в жюри, не заслужила призового места. «Дети очень расстроились, потому что им непонятно, почему никого не отметили хотя бы дипломом третьей степени, ведь некоторые работы были лучше прошлогодних. Хотелось бы в протоколах видеть критерии, по каким работы не были оценены или не допущены к участию, чтобы в дальнейшем учесть эти ошибки, и у ребят не пропало желание творить… Почти во всех номинациях жюри решило не присваивать никому призовых мест, в некоторых нет ни первых, ни третьих. Невольно задаёшься вопросом: неужто все работы настолько плохи? Ведь по итогам прошлого учебного года у нашего учреждения было 16 дипломов».
Кроме прочего, авторы послания считают, что некорректно сравнивать поделки учащихся маленьких школ, где нет педагогов дополнительного образования, и тех, кто занимается в объединениях по интересам центров творчества детей и молодёжи. А ещё их беспокоит проблема невозврата конкурсных работ или их повреждение.
В продолжение оценочной темы малешевские учителя опасаются: «неудача в конкурсе может восприниматься детьми как неудача своей жизни, отбить желание участвовать в соревнованиях и сформировать комплекс». Чтобы поддержать своих юных мастеров, в школе приняли мудрое решение. «Так как наши учащиеся старались, то их прилежание не оставлено без внимания: администрация наградила всех участников почётными грамотами и подарила сладкие призы».
М |
ы не могли оставить критическое письмо без комментария, за которым обратились к директору районного центра творчества детей и молодёжи Инне Прокопович:
— Главные критерии, которыми руководствуется жюри на всех этапах конкурса «Калядная зорка»: сохранение белорусских народных традиций, композиционно-художественный уровень и цветовое решение, оригинальность идеи, самобытность художественного воплощения, использование новых техник и технологий, сочетание традиционного творчества и современной культуры.
В этом году мы получили более 70 работ, передающих царящую в канун праздника атмосферу, восхищающих искренностью восприятия красоты окружающего мира. Радует, что осознать творческий дар и свои способности юным талантам помогают педагоги. Однако нельзя было не заметить очень малое использование традиционных техник, таких как «Вытинанка», «Керамика» (по одной работе), «Папье-маше» (две), «Вышивка» (три). Очень жаль, что педагоги и учащиеся забывают о возможностях использования таких замечательных фактур как соломка, лён, лоза, береста. Всё чаще предпочтения отдаются шишкам, веткам туи, жёлудям, каштанам, скорлупе грецких орехов, гипсовой смеси. Но работы из такого «сырья» не приветствуются и на областном конкурсе не рассматриваются. Кроме того, часто авторы используют готовые элементы (снежинки, ёлочные игрушки, мишуру и т.д.) из магазина, что в данном конкурсе недопустимо. Встречается и несочетаемость материалов в сувенире или игрушке.
Анализ показал, что необходимо больше приобщать учащихся к ценностям белорусского культурного наследия, сохранению и развитию региональных народных традиций. ГУО «Житковичский районный центр творчества детей и молодёжи» ведёт целенаправленную работу по оказанию помощи школам в подготовке работ на конкурс. Районное методическое объединение педагогов дополнительного образования организует обучающие мастер-классы с приглашением победителей областных и республиканских этапов «Каляднай зоркі”, где делают подробный анализ работ, демонстрируют лучшие и имеющие недочёты. Но, к сожалению, не все наставники принимают участие в данных мероприятиях, и это усложняет подготовку к конкурсу.
Что касается предложения о раздельном судействе, то Инна Ивановна пояснила: условиями конкурса это не предусмотрено, а отвечая на реплику по поводу утери работ, подчеркнула, что в их учреждении таких случаев не было.
Светлана Шеколян