Чтобы с рельсов никогда не сходили поезда
И в снег, и в зной, и в дождик проливной каждый день, при любых обстоятельствах они проходят по восемь километров. Это протяжённость железнодорожного полотна, которое смуглые от щедрого нынешним летом солнца мужчины тестируют на прочность, исправность и вообще безупречную надёжность.
Название их профессии не менялось столетиями, как и век назад, оно соответствует указанному выше — обходчик. Впрочем, исторический сегмент сохранён и в названии Житковичской структуры — Калинковичская дистанция пути, 18 околоток. Всё остальное, за исключением ещё высокой ответственности за безопасность всего, что движется по стальной магистрали, изрядно прогрессировало.
— Сегодня и система обследования, даже в сравнении с девяностыми прошлого века, усовершенствована, и шпалы преимущественно железобетонные, а не деревянные, — охотно делится секретами прогресса мастер околотка Владимир Наумович. Он знает о чём говорит, поскольку управляет процессом диагностики дороги в райцентре около 20 лет, а в структуре отрасли почти на десяток больше.
Лёгким движение руки достаёт из шкафа прямоугольные листы с волнистыми линейками. В основном они поразительно ровные, но в некоторых местах чуть отклоняются от траектории. Такие послания, выяснилось, шлёт железнодорожникам путеизмеритель. Машину отправляют дважды в месяц на обследование магистрали. И её письма технически грамотный специалист не только безошибочно прочитает, но и поторопится исправить место, где чуть просела рельса, или стрелка немного не в себе.
Есть у них и собственная шкала оценок. Кстати, почему-то она не должна стремиться к прогрессии числа.
— Вообще бальность нашей работы сегодня отличная, — не скрывает Владимир Николаевич, — 35, но идеальным считается нулевой показатель. Это значит, что на дороге нет ни одного дефекта. Впрочем, достичь такого баланса ещё не удавалось. Но мы к этому стремимся.
Их участок магистрали тянется на 28 километров главного хода — от разъезда в Бринёво до остановочного пункта в Дедовке, плюс три подъездные пути. В своих ярко-оранжевых жилетах они способны остановить целые составы или ультиматировать снижение скорости поездов до 25 километров час. Однако собственную значимость Владимир Николаевич скромно парирует. Дескать, безопасность на железной дороге зависит от всех, кто причастен к движению, в равных частях. Но, безусловно, наши 30 мужчин из дистанции пути вносят в неё приличную лепту. А в этом сезоне, как назло не только жарко, но и трава попёрла. С нею борются не меньше, чем в снежные зимы с сугробами. Кстати, раньше здесь обходчиками работали и женщины, вот совсем недавно замыкающая Наталья Новикова ушла на пенсию, обеспечив монополию сильному полу. Хотя, соглашается мастер, труд и для мужиков тяжёлый.
— У нас очень крепкий коллектив, — откликается на предложение кого-то выделить руководитель, — даже вот молодые ребята, монтёры пути Виталий Юнчиц и Сергей Жогаль, год, как пришли, а себя хорошо проявили. Не говорю уже о бригадирах. Например, те же Валентин Савчиц или Василий Шелькевич.
Всякое в нынешнем году случалось на магистралях Беларуси, но здесь радуются: обошлось без диверсий. А, не дай Бог что, справятся оперативно. Как когда-то с аварией, которая произошла на переезде у военкомата. Из МАЗа-длинномера на ж.д. путь выкатилось бревно, оно и спровоцировало сход состава с рельсов. Тогда сконцентрировались все службы. Ликвидировали аварию очень быстро. О ЧП сообщили в 17.00, а в час ночи уже пошли поезда. Впрочем, о таких вещах здесь вспоминают неохотно. А вот на вопрос, о роли дистанции пути, мастер отвечает аналогией.
— Зачем людям нужен врач? — и сам же констатирует, — правильно, для лечения болезни и её диагностики. Так же и мы, только в качестве пациента — стальное полотно.
А вы знаете?
В Житковичах пять железнодорожных подразделений, подчиняющихся по вертикали своим отраслевым службам. Кроме известной станции Житковичи, за кадром остаются связисты, создавая свою корпорацию в ШЧ, вагонники, так называемое ОВР, путейцы и ПЧЛ, следящие, чтобы не зарастала территория у ж/д пути.