Любимая работа – это счастье
В поисках своего предназначения кому-то придётся не одну тропку истоптать, а другие профессиональный выбор делают рано, оставаясь верными ему всю жизнь. Педагог Житковичской СШ №3 Любовь Балковская считает: нет несчастней человека, вынужденного трудиться по принуждению. Ей же в этом смысле повезло. Каждый день рядом с детьми приносит учителю настоящую, ни с чем несравнимую радость. На прошлой неделе мастерство наставника получило заслуженную оценку. Любови Семеновне вручили нагрудный знак Министерства образования Беларуси «Выдатнік адукацыі”.
Быть тебе учительницей
— Большая неожиданность, — привыкает к новому статусу собеседница, — и такая же ответственность. Впрочем, это не только моя заслуга. У нас отличный директор и завучи, создающие такие условия, что не творчески не работать нельзя. Всегда есть поддержка коллег, а главная моя гордость — ученики. Поверьте, это счастье — иметь любимую работу.
За четыре десятка лет общения с подрастающим поколением она ни разу не испытала разочарования. Судьба словно за руку вела её к школьной доске. За парту уселась пятилетней, напросившись в класс со старшими сестрами. Надевала ранец и спешила по утрам вместе со всеми на уроки, как говорится, вольным слушателем. «Быть тебе учительницей», — видя такое похвальное усердие, пророчили родственники. Большая — семеро ребятишек — семья Рай жила в деревне Хочень. Отец, Семён Семенович, фронтовик, руководил колхозом. Мама, Ольга Терентьевна, занималась домашним хозяйством да за чадами смотрела. В сельской хате было много книг, родители поощряли стремление к знаниям. Все наследники, к слову, выучились, найдя себя в разных профессиях. Люба, предпоследний ребёнок, Ричёвскую школу окончила с одной четвёркой. Многие педагоги «профориентировали» её на свой предмет, только выбрала она естествознание.
— Природа у нас на Туровщине особенная, — объясняет своё решение, — леса кругом, потому, наверное, и решила стать химиком-биологом. Работать хотелось с детьми и быть похожей на своих учителей.
А вы бывали на Барсакельмесе?
Любовь Семёновна с аттестатом сельской десятилетки поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Учёба захватила буквально с первых лекций и ещё больше укрепила в правильности выбора. Каждое лето девушка проводила в экспедициях. Студенты изучали флору и фауну острова Барсакельмес в начинающем усыхать Аральском море, что в Казахстане.
— Сама удивляюсь, как только выдержала, — вспоминает четыре года без каникул житковчанка, — с мая по сентябрь меня занимали степные растения этого уникального места, имеющего статус заповедника. Здесь было хотя и нелегко, но очень интересно. Так вышло, что оказалась единственной, кто не дезертировал до самого конца. Собранных материалов с лихвой хватило на дипломную работу по фитоценозу Барсакельмеса.
То золотое время отзывается в душе Любови Семеновны не только юношеской ностальгией. Где бы ей, полесской девчушке, ещё пришлось увидеть куланов из рода лошадиных или верблюда, а полетать, пусть и на кукурузнике? И это не говоря уже о настоящей исследовательской работе, имеющей большое значение для экологии страны. Её задатки и склонности к науке не остались незамеченными на кафедре ботаники. Перед распределением нашей белоруске предложили остаться в вузе. Хотя и лестно было, признаётся, но она жаждала учительствовать не в аудитории, а в классе. Забегая наперед, отметим, что верность школе, кроме неё, не сохранил больше ни один одногруппник. У студентов было много практики, они с первого курса ходили в школы, а на последнем, как положено, преподавали уже целую четверть. Запал один показательный случай:
— Десятиклассники спортшколы, с которыми очень сдружились, пригласили на выпускной. А я в тот день, готовясь к защите, носилась по городу, чтобы сделать пять копий дипломной работы на печатной машинке. Не успевала катастрофически. Представьте, забегаю в общежитие, а на вахте стоит весь класс нарядный. До сих пор не знаю, где адрес-то узнали.
В атмосфере сотрудничества
Первые три года после вуза Любовь Семёновна опыта набиралась в СШ-новостройке города Волхова, недалеко от северной российской столицы. Кажется, все сорок две фамилии того класса до сих пор помнит, как и многих коллег, помогавших молодому специалисту на старте карьеры. Вышла замуж за земляка, преданно ждавшего свою студентку и согласившегося на переезд. Но тамошний климат оказался для Василия не совсем благополучным, и семья, в которой уже подрастал сынишка Николай (впоследствии он тоже получит педобразование), вынуждена была вернуться в родные пенаты. Уже в Житковичах родилась Настя, будущий финансист. Супруг пошёл работать на недавно открывшийся ЖМЗ, где трудится слесарем-универсалом и сейчас, а её приняли в только распахнувшую двери СШ №3. Учительница быстро обустроила прекрасный кабинет. Даже не глядя в табличку на двери, по обилию роскошной зелени без подсказки опознаешь, что это царство биолога.
Любовь Семёновна до сих пор не утратила интерес к своему ремеслу. Не желая отставать от прогресса, одной из первых в коллективе с увлечением освоила информационно-компьютерные технологии. Бессменно 22 года возглавляет школьное методическое объединение учителей естествознания и активно участвует в таком же районном, проводит мастер-классы, делится опытом.
— Дети нынешние такие активные, с ними интересно, — педагог не стесняется признаться в том, что у молодежи многому учится. — Время сейчас другое, и нам надо становиться другими, и образовательный процесс соответственно адаптировать.
Её профессиональное кредо «Обучать не всех, а каждого». Только в атмосфере сотрудничества можно достичь успеха, достучаться до души ребенка, убеждена Любовь Семёновна. Ребята подтвердят: она умеет объяснять, не повышая голоса, уважительно относясь и к отличнику, и к троечнику. Наставник не жалеет времени, вложенного в учеников. И они это чувствуют. Увлекла среднее звено исследовательской работой. Они и экологический паспорт микрорайона Озёрный составляли, и краснокнижные растения в окрестностях города изучали, и ещё много чего. Не раз юные учёные завоевывали грамоты на различных конкурсах. А сколько олимпиадников у Балковской было, не счесть, в том числе и республиканского уровня. Среди её выпускников, что не удивительно, много коллег и ещё больше работников здравоохранения — врачей, медсестер, провизоров-фармацевтов. В одном из классов, говорят, медиками стали сразу восемь человек.
— Любому учителю приятно, когда дети интересуются его предметом, — наставник, перечисляя фамилии, боится кого-то упустить, — особенно рада, что они не ошиблись с выбором и становятся хорошими специалистами. Значит, не зря я столько лет работаю.
Кстати
Нагрудный знак Министерства образования Беларуси «Выдатнік адукацыі» учреждён указом Президента Беларуси в 2002 году. Им награждаются за значительный вклад в развитие образования, внедрение передового педагогического опыта, образцовое выполнение трудовых обязанностей, высокие достижения в обучении и воспитании детей и молодёжи. В нашем районе знаком отмечены четыре педагога.
Светлана Шеколян,