Там не велось предательство, но жила смерть
— Боялся засыпать, когда вернулся, — вспоминает первый год жизни после прибытия на родину бывший участник известных событий в Афганистане.
Петр Пашевич никогда не хвалился боевыми заслугами и единственное, чем гордится, — это сын — участник национальной сборной по гребле.
— Посмотрите, сколько у него медалей! Вот-вот приедет домой, а еще вчера был в Испании, — радостно рассказывает Петр Николаевич. — Готовимся к свадьбе, на днях женится мой Юрка.
Вся семья в хлопотах, как и Петр. Одно из главных событий в жизни чада помогло на время забыться и совсем не вспоминать о войне, что прошла красной чертой по всей линии жизни нашего героя. А ведь заглядывать в прошлое постоянно болезненно. Пережил, но не до конца абстрагировался, не вошел в число тех, кому удалось вырезать эту часть истории из сердца.
Закрывая глаза, он в любой момент может снова оказаться в гуще тех еще не совсем давних событий и проснуться в холодном поту от страха, что снова на войне. Там впервые довелось защищаться, стрелять и, что страшнее всего, видеть смерть товарищей, с которыми еще несколько часов назад приходилось буквально есть из одной чашки, делиться хлебом и засыпать под приятные рассказы о доме, близких и маминых вкусных обедах.
Родом из Вересницы, после восьми классов школы успел поработать трактористом и отучиться в ДОСААФе. Осенью 1987 года забрали в Борисов. Он уже знал, куда отправят. За новобранцами прибыли «покупатели». Маршрут до пункта назначения оказался долгим: Москва, Туркменистан и только потом Кушка – самая южная местность. Вместо шести месяцев «учебки» юноши в части находились четыре, ибо физические способности парней удивляли руководство.
Из Туркменистана в Узбекистан, а после на воздушной махине в Афганистан, в провинцию Кундуз. Отряд последовал сразу в самое пекло: «душманы» стреляли и запускали ракеты прямо по прибывшему самолету, на котором летели.
Будучи водителем спецмашин, Пашевич долго привыкал к происходящему, но не сдавался морально, осознавал, что ему нужно вернуться домой живым, ведь в родных пенатах ждали родители, а в душе жила надежда на светлое послевоенное будущее.
Всегда с автоматом в руках, Петр сидел за рулем КАМАЗа, БТРа, бывало и покидал баранку, защищая товарищей.
Тема дружбы для нашего героя — особенная. Именно здесь он обрел не просто приятелей, а настоящих братьев. До сих пор трое мужчин (на фото), познавших тот ужас, который другим и не представить, вместе идут по жизни, как тогда по кровавым пескам Афганистана. В честь одного из них Петр Николаевич назвал сына.
— На днях приедут в гости, свадебное торжество ведь на носу. Так и я навещаю друзей, переживаем вместе все радости и даже горести бытия, — с особой теплотой делится нюансами личной истории Петр Пашевич. — Благодарен войне только за людей, которых обрел там, и за другое восприятие общества. Там, в котле смерти, в который мог попасть кто угодно, каждый готов был прийти на помощь. И за год службы привык к этому. А когда вернулся — тяжело было верить в предательства окружающих. С каждым днем мы все больше утопаем в бездну эгоизма.
Как-то во время обстрела дороги увидел на КАМАЗе братского отряда надпись «Озераны». Попросил у командира разрешения подойти к возможному земляку. «А я из Вересницы», — так и познакомились с тем пареньком.
— Срок его службы раньше моего заканчивался. Попросил заглянуть к семье, передать привет, сказать, что я цел и невредим. Но он не успел — в первый же месяц разбился на «Яве». Прошел Афганистан и так нелепо погиб! Душа болит за него до сих пор, вспоминаю часто, когда проезжаю Озераны.
«Принимал участие в боевых действиях в Афганистане с 1 августа 1988-го по 14 февраля 1989 года», — такая отметка стоит в военном билете командира автомобильного отделения воздушно-десантных войск Петра Пашевича. Обстрелы, ранения, потери, страх, жара, холод и голод – через все этим ужасы прошел наш герой, и ведь список не заканчивается, можно перечислять долго. Да вот говорить об этом бывшему солдату до сих пор тяжело.
15 февраля 1989 года после девяти с лишним лет войны советские войска покинули территорию Афганистана. Вместе с ними вернулся и Петр Пашевич. Множество медалей на его парадном жакете говорят сами за себя.
Сейчас Петр Николаевич трудится охранником в ОАО «Туровщина» и ни о чем в своей жизни не жалеет.
Солдаты, прошедшие ту войну, — это герои, которым полной чашей пришлось хлебнуть горя, отчаяния, страданий и боли.
— Хоть сейчас осуждают, спорят, нужно ли было вводить войска в Афганистан, я всегда говорю: в советское время была идеология — защита рубежей союза. Если бы мы тогда не вмешались, то радикальный ислам, который сегодня угрожает миру, лицезрели бы здесь в 90-х, — делится мнением Петр Пашевич.
Диана Черная
Фото автора