Кому сказать спасибо, что живой

— Знаете, больно ворошить, — Николай Куделько даже спустя тридцать лет кроваво жадные к молодым жизням дни Афганистана вспоминает неохотно. — Я даже в школы не хожу, тяжело воспроизводить печальные события.

 Он покидал Афганистан с последним эшелоном, точнее выезжал на боевой машине пехоты. И этот посыл называет самым радостным событием за всю службу. Пусть путь домой и оказался на целый день длиннее, чем авиарейс, которым доставляли солдат на исламскую землю, эйфория охватила всех, избавившихся наконец от дыхания смерти. И покидал он чужую страну живым-здоровым.Так им довелось завершить жестокий марафон советских солдат, доставить технику в Союз и научиться жить без войны. Потому 15 февраля для старшего сержанта Куделько дата в прямом смысле личная.

Что рассказывать, отмахиваются от назойливых, требующих подробностей, вопросов афганцы. Ведь тот, кто побывал и так все знает, а несведущему разве передать-донести?  Но жизнь, как известно, соткана не из желаний, а из поступков каждого человека и нигде так не проявляется его сущность, как на войне.

Из Хвойки Николая Куделько призвали в армию в 1987 году 4 мая. Ждали покупателя из Туркмении, а он все не ехал, потому еще до десятого числа ребята побыли дома. География замешкавшегося в пути офицера оправдывала самые безрадужные опасения.

– Мы знали, что пойдем в Афганистан, – вспоминает сегодня Николай Ефимович, не представлявший тогда какое пекло ждет свежего выпускника ветеринарного техникума.

Дальше больше – учебка, Ашхабад –Шиндат – Герат. Горячее солнце, горячий песок, обнаженная земля и вдалеке горы, с ледяной, упирающейся в небо верхушкой. Это так контрастировало с яркой зеленью родного Полесья. Но по-настоящему страшным оказалось другой.

– Поскольку я имел диплом ветеринарного врача, назначили санинструктором, отдаленно как будто близкие специальности. Мне досталась тяжелая участь выносить раненных, и еще во сто крат больнее – погибших. Помню, парень из Жлобина подорвался на мине… Приходилось по фрагментам собирать тело, уместившееся в скромную плащ-палатку… невыносимая боль…

А еще уже в армии освоил специальность водителя-механика.

С местными они не контактировали, внешне обычные, доброжелательные, уверяет старший сержант запаса, но и среди мирных жителей затесывались террористы. Бывалые офицеры предостерегали что-либо покупать или обменивать у аборигенов. Но нередко парни соблазнялись диковинными вещами. Бывало, что уже дембель, перед самым вылетом в Союз купит часы, машина взлетит, а обнова как рванет… Оставались без кистей… А на вид продавец самый что-ни на есть доброжелательный, улыбчивый человек.

После 15 февраля 1989 года ему еще оставалось дослужить полгода. Их Николай Куделько отмерял в Новочеркасске Ростовской области, когда прежде родной полк расформировали. В новой части афганцев уважали, ведь они оттуда, куда теперешним сослуживцам посчастливилось не попасть.

– Часто задаюсь вопросом, – в заключение итожит Николай Ефимович, ныне главный ветврач ОАО «Приозерское-Агро», в недалеком прошлом директор КСУП «Дяковичи», – зачем мы там служили, умирали, надрывались психически, если главная цель, которой нас мотивировали – погасить конфликт, не достигнута. Прошло тридцать лет, а война в Афганистане идет и сегодня. Кто и что мне ответит на это?..

Марш-броски и боевые десанты, взрывы снарядов и липкое чувство опасности ему уже не снятся. А афганское братство, оно есть. Там свои среди своих и им объяснять ничего не нужно. А еще, за них можно ответить словами Семена Гудзенко: «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом чисты…». Им просто выпала участь солдат.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.