Мост на сто лет

Сборка металлической конструкции моста через Припять в Житковичском районе, который треснул в прошлом декабре, завершится к 15 сентября. Это основной этап строительства долгожданной транспортной артерии. Мост находится в 15 километрах от райцентра и соединяет земли, разделенные рекой. Альтернатива ему — паром либо 270–километровый крюк в объезд. Новый участок путепровода в четыре раза легче, но прослужить должен минимум в четыре раза дольше. Как идут финишные восстановительные работы, наблюдали корреспонденты «СБ».

В команде только лучшие

42–летний машинист компрессорной установки Алексей Шамрук в ОАО «Мостострой» работает с самого окончания школы. В трудовой копилке специалиста немало крупных объектов — путепроводы в Верхнедвинске, Березино, Гродно. Сейчас его, как и многих коллег, передислоцировали со стройки в Московской области. В Житковичском районе Алексей уже вторую вахту. Его задача — подавать сжатый воздух на абразивоструйное устройство, которое обрабатывает поверхности металлических конструкций, чтобы плотнее состыковаться с остальными деталями:

— За качество работы отвечаю — все понимаем, насколько важна безопасность моста.

Сам Алексей из Минска. Рядом плечом к плечу работают жители Гомеля, Мозыря, Витебска, Новогрудка, Бреста. Хотя над названием «всенародная стройка» заместитель генерального директора ОАО «Мостострой» Алексей Сорокин посмеивается:

— Обходимся силами двух мостостроительных управлений. Но отдельные звенья собраны действительно по всей стране: привлекали только лучших из лучших. Все сварщики высшего класса, у каждого свое личное клеймо.

Хватает здесь и техники. Задействовано 11 кранов, 6 из них гусеничные, десяток автовышек, землеройная техника.

Вахта дни и ночи

Работы ведутся круглосуточно. На заборе строительного городка — расписание 12–часовых смен с перерывом на обед. Заезжают строители на объект вахтами по 15 дней. Основная часть живет в Житковичах, где местный райисполком выделил квартиры. Некоторые предпочитают ночевать на месте, в благоустроенных вагончиках. Бытовые условия довольно комфортные. Есть где поспать, помыться и поесть. Горячей пищей обеспечивает ОАО «Туровщина». Рабочие питание расхваливают наперебой:

— Супы, борщи, котлеты, салаты и компот! Вчера девчонки даже кукурузу привозили. А сверху — беляшик!

Всего на объекте около 100 специалистов, не считая механизаторов и вспомогательных рабочих. Конструкции монтируются только днем, в темноте это делать опасно, а вот сварка металла идет круглые сутки. Лето выдалось суровым. Приходилось работать то под палящим солнцем, то пережидать сумасшедшие ливни. Строители на легкий дождик внимания не обращают, есть работы и внутри коробки, а вот обильные потоки приходилось пережидать — технику безопасности никто не отменял.

Ювелирная работа

Часть подготовительных работ выполняется в строительном городке, показывает директор гомельского филиала «Мостостроительное управление № 4» Сергей Лазбекин:

— Чтобы собирать металлические пролеты, требуется подготовить болтовые соединения. Для закалки их «варят» при определенной температуре в масле.

На земле стоят металлоконструкции. Сборка и сварка выполняется на специально подготовленных стапелях — это «крышки», которые будут основой проезжей части. Повсюду под ногами небольшие «булыжники» — остатки взорванного участка моста. Большую часть раздробили и вывезли, на это потребовалась не одна неделя. Рядом машина «Белвтормета» загружает собранную после демонтажа арматуру.

Вместе с начальником участка филиала МСУ–4 Алексеем Валевичем идем к основному месту стройки. Взамен старой коробки собирается новое металлическое пролетное строение. Весь металл доставлялся из Воронежа, с местным производителем «Мостострой» уже сотрудничал, качество оценил. И сейчас нареканий нет. Ярко–красные опоры на фоне голубого неба будто просятся на обложку глянца. На них пока и располагается новый 200–метровый участок моста. Технология не самая типичная, объясняет Алексей Валевич:

— Как правило, в Беларуси мосты монтируются с помощью «надвижки». Должен быть собран стапель, отдельно монтируется конструкция и с помощью гидравлики надвигается на опоры. Здесь мы пошли по другой схеме. Металлоконструкция собирается на высоте примерно на полметра выше проектной отметки. «Варится» наверху. Каждый сварной шов контролируется ультразвуком. Когда все будет собрано и принято по актам технадзора, мы эту конструкцию будем аккуратно гидравлическими домкратами опускать в проектное положение.

Процесс почти ювелирный. На все четыре опоры махину будут опускать равномерно, буквально по сантиметру. Если появится хоть малейший перекос — работа насмарку. Но опыта у мостостроевцев достаточно, чтобы все сделать максимально качественно. Опоры, которые готовятся принять на себя весь груз ответственности, тоже новые — прежние не прошли проверку на выносливость.

Начальник участка МСУ–2 Роман Залуцкий строительство нового моста сравнивает со сборкой «Лего»:

— Конструкция сначала собирается в заводских условиях, потом привозится сюда и здесь монтируется точь–в–точь, как спроектировано. С металлом интереснее работать. Он надежнее, чем железобетон. И куда легче. Сравните: старая треснувшая коробка весила 4,5 тысячи тонн, этот металлический аналог — чуть больше тысячи.

Хватает работы и помимо основной конструкции. Сбоку навешивают консольную часть — будущие тротуары. Перед взрывом были убраны ближайшие пролеты — их монтаж закончится до конца августа. Не хватает и крайнего участка моста со стороны Житковичей. Специалисты дали заключение, что балки в том пролете непригодны для использования. Сейчас строители ждут прибытия новых железобетонных элементов.

Припять заставили подвинуться

Мои сопровождающие объясняют, что все работы фактически идут в русле реки. Чтобы выполнить операцию по монтажу нового моста «в воздухе», пришлось сделать небывалое — повернуть полноводную Припять и заставить ее течь по старому руслу. Для этого соорудили огромную насыпь. Роман Залуцкий предвидит вопрос:

— Для экологии никакого вреда. Это речной песок. Его земснарядом подняли со дна.

Как только работы будут закончены, Припять вернется на старое место. Разбор части дамбы уже начат. Пока же речка тихо плещется рядом с масштабной стройкой.

— А вы рыбу ловите в свободное от работы время? — спрашиваю.

Роман смеется:

— Свободное? Это когда? Пока закончишь смену, вернешься в Житковичи, поужинаешь, остается одно желание — поспать.

Директор гомельского филиала «Мостостроительное управление № 4» Сергей Лазбекин не скрывает: люди выкладываются по полной. Нужно успеть закончить с основной конструкцией до 15 сентября, чтобы к 7 ноября по обновленному мосту было открыто движение: понтонная и паромная переправы круглый год работать не смогут. При этом качество должно быть безупречным.

И главный вопрос: сколько прослужит отремонтированный мост?

— Лет сто, не меньше…

valchenko@sb.by

О. Вальченко

Фото Александра Кицуры

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.