Электричество друг или враг?
Электричество приносит много пользы человеку. Но оно опасно, особенно для детей. Если взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, то дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают своими органами чувств.
Дети рассматривают все предметы вокруг себя, трогают их руками, могут засунуть в рот, облизать или укусить, пожевать. Таким способом они приобретают опыт дальнейшей жизни. Однако органы чувств человека не способны определить наличие напряжения, а дети не понимают его опасности. Родители и все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами.
— Обеспечение этих условий требует дифференцированного, индивидуального подхода, учитывающего детский возраст. Малыши до 3-5 лет обычно находятся под пристальным вниманием родителей и воспитателей дома, на улице и в детском садике. Для обеспечения их безопасности достаточно поддерживать в технически исправном состоянии электропроводку квартиры, блокировать доступ к розеткам, работающим бытовым приборам и отдельным проводам, — рассказывает инспектор группы пропаганды и взаимодействия Житковичского РОЧС Федор Дудич.
Делается это довольно простой установкой пластмассовых диэлектрических заглушек, выпускаемых широким ассортиментом. После закрепления в контактные гнезда малыш не сможет всунуть туда шпильки, гвозди, спицы и любые другие металлические предметы, через которые возможно его попадание под действие тока.
Все выключатели и розетки в квартире должны быть надежно закреплены. Доступ детей к включенным в электросеть бытовым приборам и питающим их проводам должен быть заблокирован. Иначе они могут потянуть за электрический шнур или начать испытывать его механическую прочность зубами либо первыми попавшимися предметами.
Дети и провода
Опасность для детей представляют включенные в сеть настольные лампы, электрические отопительные приборы, вентиляторы и другие устройства.
Но ограничение допуска к электрооборудованию — это не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности. Уже в этом возрасте они могут хорошо запоминать то, что им объясняют родители. Лучше делать это в игровой форме, сочетать с показом специальных образовательных детских мультфильмов и обсуждать сюжет после просмотра.
Хорошо влияют на детское поведение совместные занятия с малышами по безопасности, которые проводят воспитатели в детском саду. Участие в правильно организованном коллективном мероприятии позволяет им обмениваться впечатлениями с другими детьми, что формируют устойчивое сознание правильного поведения в различных ситуациях.
Ребятам старше пяти лет родители уже предоставляют больше свободы, меньше контролируют их действия, выпускают одних для участия в подвижных играх с ровесниками на свежем воздухе, катаниях на велосипеде. К этому моменту важно сформировать у ребенка четкое знание опасных факторов электричества.
Он должен понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.
Первая помощь
Все родители обязаны знать правила оказания первой помощи, попавшим под действие электрического тока. Надо понимать, что самое первое действие, которое необходимо очень быстро выполнить, это обесточить участок поражения. Проходящий через мышцы человека электрический ток вызывает их резкое сокращение, благодаря этому пострадавший может длительно находиться под напряжением. Лучше всего отключение производят современные средства защиты: автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы.
Но если они не установлены, то снимать напряжение необходимо с применением подручных защитных средств из диэлектрических материалов. При этом оказывающий помощь сам не должен стать жертвой электротока.
После отключения напряжения следует сразу оценить состояние ребенка, его сознание, пульс, дыхание и в любом случае вызвать врача. Если отсутствуют признаки жизни, то необходимо приступить к оказанию сердечно-легочной реанимации: проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Ребенка осторожно, но быстро укладывают спиной на твердую поверхность и открывают дыхательные пути для доступа воздуха. Для этого его голову запрокидывают назад и слегка приподнимают подбородок. Набирают воздух в легкие и за одну секунду делают два выдоха в рот ребенка. Его нос надо зажать пальцами, а губами полностью обхватить рот. Тогда воздух пройдет в легкие, а грудная клетка приподнимется.
Затем необходимо сделать 30 нажатий руками на грудную клетку ребенка. Для этого одну ладонь размещают на центре грудины, а другую под углом накладывают на нее. Величина нажатия должна быть достаточной для создания циркуляции кровообращения, но не превышать 1/3 или 1/2 глубины грудной клетки. Иначе можно повредить ребра. Темп нажатий должен быть быстрым — 100 движений в минуту.
За нажатиями следуют два вдоха в рот ребенка, а далее — 30 нажатий на грудину и так далее по пройденному циклу. Во время реанимационных мероприятий оценивают состояние зрачков, появление дыхания, восстановление работоспособности сердечной мышцы.
Первую помощь необходимо продолжать до приведения ребенка в чувство или прибытия врача. Только он может оценить истинное состояние пострадавшего и принять окончательное решение о завершении реанимации.
Родители должны хорошо понимать опасность, исходящую от электрической энергии и принимать все от них зависящее для исключения несчастных случаев в семье.