Собственный танк сделал Михаил Лукьянович из агрогородка Ленин
Танки, как известно, грязи не боятся. А вот Т-34 Михаила Лукьяновича из агрогородка Ленин преодолевает куда большие препятствия. Например, бездорожье, леса и даже, возможно, в перспективе покорит болота. Если, конечно, после настойчивой мелиорации на его пути такие встретятся. Впрочем, мужчине не раз предлагали продать свою чудо-технику. Но по ряду причин он отказывался даже от самых лестных посулов.
Если же серьезно, то понятно, что спроектированный в собственном уме и собранный во дворе дома агрегат, вовсе не танк. Несмотря на свое звучное название, которым «боевая машина» обязана зятю нашего героя, стреляет она только по объемистым мишеням сельских будней да ходит по фронтам сева да пахоты. Он ее слепил из того, что было. Впрочем, куда больше чего отсутствовало. Однако, что нам стоит трактор построить, если есть мозги, желание и способности. Они, как выяснилось, вовсе не от скуки взялись за воплощение идеи.
— Сельский труд тяжелый, у нас земля, подсобное хозяйство, а возраст — не к юности, — как будто оправдывается за уникальное изобретение скромный Кулибин ленинского разлива.
А между прочим, тем, что мы увидели напротив дома, как раз на территории школьной котельной, которую, к слову, Михаил Михайлович топит зимой, не грех гордиться. Даже человека постороннего распирает: дескать, во какие мы, не могем, а можем!
Идея собрать эдакое несуразное витала в его душе давно, а потом вдруг потихоньку стала воплощаться в реальность. Из старенькой Митсубиси соорудил кабину, получилось вполне пристойно. Ну это так, с женской точки зрения (помните анекдот: пусть даже без колес, мне главное, каким цветом?). С мужской позиции изобретателя важнее, как поведет себя машина, ее грузоподъемность, скорость, расход топлива. Хотя от «зачатия» до «рождения» прошло три года, забегая наперед, следует отметить, средства и время себя оправдали. Мосты и колеса позаимствовал у ГАЗ-66. От него, родимого, и раздаточная коробка. Поделился «газон» даже колесами. Правда, двигатель, доставшийся в наследство от иномарки, сетует изобретатель, не выжимает больше 57 лошадиных сил. Зато на боевой машине, развивающей скорость до 40 километров в час, четыре насадки. Есть ковш, которым удобно грузить песок, грунт или перегной на лафет, что с помощью фаркопа присоединяется с тыла. Плюс специальные лопата и вилы. А еще чудо этой техники в проходимости. Здесь не то, чтобы два моста ведущих — каждое колесо имеет отдельный привод. Это значит, что загрузни какое из них, следующее обязательно вывезет из трясины. Да, и о главной особенности этого «танка». Манипулятор, с помощью чего, собственно, и решаются задачи, собран и водружен, как знамя победы уникальных способностей над ограниченными возможностями. Именно перед ними капитулируют боязнь неизвестного и неуверенность в собственных силах. Ведь всю электронику наш герой запустил также собственными руками.
— Когда мой агрегат завелся, — не скрывает прежней радости изобретатель, — очень воодушевился. — Потом, устранив обнаружившиеся недоделки, выехал в свет. Сначала удалился от дома на километр, потом дальше…. Все волновался, как поведет себя техника. Полное испытание она прошла за два года.
Вначале Михаил Лукьянович как-то даже стеснялся реакции людей на непривычный вид машины, вдруг появившейся на улицах агрогородка. Но когда какие-то любопытные впервые жестом изобразили то, что читается «это классно!», приободрился. Потом ему не раз известным знаком большого пальца попутно делали комплименты. Что говорить, золотые руки нашего Кулибина оценили даже правоохранители. Не сулящая ничего доброго встреча с ними закончилась по-хорошему — советом не ездить по асфальту и подальше держаться от них, ГАИшников. А то, пригрозили, в следующий раз оштрафуем. Так положено, когда на машину нет документов. Что до последнего, дело хлопотное и не совсем благодарное. Но будет день, будет пища. А пока Михаил Михайлович никому из сельчан не отказывает в помощи. Зимой снег чистил, а о весне и говорить нечего…
— Этот трактор максимально облегчил наш с женою труд, —объясняет преимущества пока неизвестный широкому кругу изобретатель. А в узком сообществе к нему обращались охотники с недвусмысленным предложением, которое ленинец отверг.
— Даже если бы и продал я им свой вездеход, — констатирует Михаил Михайлович, — схемы нет, как разобраться в случае поломки. Иногда сам с трудом вспоминаю, что да как ставил…
Во сколько обошлось изобретение? Чуть больше тысячи долларов… Сюда потребовались не столько деньги, сколько мозги, руки и терпение.
Расход топлива точно наш герой не подсчитывал, но, говорит, примерно 10 литров… не на 100 километров, а в день. Вот такая арифметика человека, всю жизнь влюбленного не только в единственную супругу, но и бездушное, казалось бы, железо. А все-таки, в нем что-то живое есть. Как и имеется не одна мечта, ведущая к амбициозным планам. То, что человек способен построить мотоблок, сомнений нет. Впрочем, как и подтверждает известное: если есть талант, то часто в его спутниках — бескорыстие. Вот потому и решил Михаил Михайлович порадовать малышей, соорудить карусель. Все это, конечно, тоже сбудется.
И в заключение, об имени уникальной машины. Т-34 ее нарекли лишь в минувшем году, когда трактор отправлялся на смотр к 70-летию победы в Микашевичи. Кстати, там занял второе место, иными словами — соответствовал. В общем, как вы лодку назовете, так она и поплывет.
Валентина Покорчак
Фото автора