Медицинское обследование, медосмотр, освидетельствование, приборный контроль – что, где, когда?
В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работников, наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством, наниматель обязан организовать проведение пяти видов медицинских осмотров и (или) освидетельствований работающих: предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности), внеочередных (при ухудшении состояния здоровья работников), предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров и освидетельствований на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения некоторых категорий работающих, предрейсового медицинского обследования (медосмотра) или предрейсового освидетельствования (приборного контроля) водителей транспортных средств, в том числе водителей колесных тракторов и самоходных машин.
Как показала практика проведения проверок соблюдения законодательства по охране труда, в вопросах организации и проведения медосмотров и освидетельствований нанимателями допускается много нарушений.
Так, иногда наниматель, направляя будущего работника на предварительный медосмотр, не указывает в направлении вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса; принимает на работу работника без учета ограничений, указанных в медицинской справке, выданной по окончании предварительного медосмотра; не обращает внимание на срок действия выданной справки. Имели место случаи, когда на работу в качестве водителя автомобиля принимались граждане, в медицинской справке которых указано «без права найма на работу».
Зачастую, направляя работников на периодический медосмотр, наниматели не оплачивают учреждениям здравоохранения услуги по проведению медосмотра, а последние, в таком случае, не предоставляют нанимателям акты периодического осмотра, что само по себе также является нарушением Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28.04.2010 № 47. Таким образом, не достигается основная цель медосмотра –определение пригодности работников к выполнению поручаемой работы.
До настоящего времени у нанимателей возникает много вопросов по организации предрейсовых и предсменных медосмотров и освидетельствований. Чтобы не допускать нарушений, наниматель должен знать некоторые особенности их проведения.
Первое. В организациях, осуществляющих городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, междугородние перевозки пассажиров, перевозки пассажиров автомобилями-такси, международные автомобильные перевозки пассажиров и международные автомобильные перевозки грузов, осуществляющие перевозку опасных грузов, то есть в тех организациях, в которых на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта требуется лицензия, наниматель должен организовать проведение предрейсовых медосмотроов водителей механических транспортных средств.
Предрейсовый медосмотр проводит только медицинский работник учреждения здравоохранения, с которым организация заключила договор (или медицинский работник, имеющийся в штате организации, что бывает редко).
При проведении предрейсового медосмотра медицинский работник руководствуется Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03 декабря 2002 г. № 84 (в ред. от 26 мая 2016 г.( далее –Инструкция № 84) иИнструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 08.05.2008 № 87 (в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь 18.02.2016 № 33). Порядок проведения обследования, установленный этими инструкциями идентичный.
Каждый случай предрейсового медосмотра фиксируется и удостоверяется подписью медицинского работника, проводившего предрейсовый медосмотр в соответствующих журналах. В соответствии с Инструкциями № 84 и № 87 должно быть два журнала: для водителей механических транспортных средств и для водителей колесных тракторов и самоходных машин.
В случае принятия медицинским работником решения о допуске водителя к работе, в путевом листе ставится отметка о допуске к работе и подпись медицинского работника, проводившего обследование.
Как показывают проверки, часто ведется только один журнал, в котором регистрируются результаты медосмотров и водителей и трактористов, не указывается точное время проведения предрейсового медосмотра. Отдельными медработниками допускается небрежность в оформлении журналов, использование журналов несоответствующей формы, не пронумерованных, не прошнурованных, не скрепленных печатью.
Второе. Если осуществляемые перевозки не относятся к лицензируемым – осуществляется приборный контроль состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Порядок проведения приборного контроля установлен соответствующей инструкцией, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Минсельхозпрода от 09 июня 2013 г. № 25/28 ( в редакции от 21.03.2016 № 11/12) (далее –Инструкция № 25/28).
Для проведения приборного контроля не нужен медицинский работник, приказом директора назначаются уполномоченные лица вне зависимости от их квалификации. Инструкция №25/28 не устанавливает необходимости (но и не запрещает) проведения какого –либо дополнительного обучения для уполномоченных должностных лиц для проведения приборного контроля. Главным условием является использование приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, прошедших своевременную поверку (периодичность поверки — не реже чем раз в 6 месяцев) в соответствии с порядком, определяемым изготовителем приборов.
На основании показаний приборов, подтверждающих отсутствие у водителей состояния алкогольного опьянения, информация о допуске к работе водителя вносится в путевой лист. При выявлении у водителя состояния алкогольного опьянения уполномоченное должностное лицо в письменном виде информирует об этом руководителя организации и регистрирует результаты приборного контроля в журнале регистрации водителей, отстраненных от работы. То есть, в случае проведения приборного контроля Инструкция № 25/28 не устанавливает необходимости ведения ежедневных записей, подтверждающих проведение приборного контроля, установлена только форма журнала регистрации водителей, отстраненных от работы. На практике, однако, ведение журналов регистрации проведения приборного контроля регламентируется приказом руководителя организации, что не является нарушением, так как не отменяет, а ужесточает требования Инструкции № 25/28.
Третье. Статьей 27 Закона Республик Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» (в ред. от 25.01.2014) установлено, что работники, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование не предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень таких работ (профессий) и порядок проведения медицинского осмотра или освидетельствования установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02 декабря 2013 г. № 116/119 (в ред. от 01.03.2016) (далее –постановление № 116/119). В перечень профессий входят, например, вальщики леса, водители погрузчика, лесорубы, машинисты кранов автомобильных и машинисты кранов ( крановщики), машинисты аммиачно –холодильных установок, монтажники строительных конструкций, стропальщики и др. В перечень работ, при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного или токсического опьянения входят кровельные и другие работы на крыше здания, работы в действующих электроустановках напряжением свыше 6 кВ и на воздушных линиях связи, пересекающих линии электропередачи и контактные провода или расположенные с ними на одних опорах; работы, непосредственно связанные с транспортированием и применением пестицидов, агрохимикатов и гербицидов, работы на объектах водоснабжения, водоотведения (канализации) и теплоснабжения в организациях жилищно –коммунального хозяйства. Данное постановление вступило в силу с 25 января 2014 года, но и в настоящее время в отдельных организациях имеют место случаи не проведения в необходимых случаях предсменного медосмотра и освидетельствования.
Что бы обеспечить проведение медицинских осмотров (освидетельствований) в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами, нанимателю необходимо, путем издания приказа, установить перечень водителей транспортных средств, в отношении которых требуется проведение предрейсового медосмотра; перечень водителей, в отношении которых требуется проведение приборного контроля; перечень профессий и (или) выполняемых работающими видов работ, при выполнении которых требуется проведение предсменного медосмотра или освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии опьянения и определить порядок проведения медосмотров или освидетельствований, в котором определить где, когда и кто будет проводить медосмотр или освидетельствование, завести соответствующие журналы и внимательно относиться к их заполнению. Так, практически повсеместно, в журнале освидетельствования работающих (в соответствии с постановлением № 116/119), по –прежнему в столбце «результат освидетельствования» отмечается «допущен к работе», хотя требуется указывать «не установлено состояние опьянения».
Для сведения. В статью 9.17 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее –КоАП) внесена часть вторая, предусматривающая привлечение должностного лица организации к административной ответственности в виде штрафа в размере от 8 до 45 базовых величин за допуск работников к работе без проведения медосмотра или освидетельствования. Во втором полугодии 2016 года Житковичским межрайонным отделом Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда за нарушения, предусмотренные частью второй статьи 9.17 КоАП, к административной ответственности были привлечены три должностных лица.
Заместитель начальника Житковичского
межрайонного отдела Гомельского
областного управления Департамента
государственной инспекции труда –
госинспектор труда Л.А.Бандюк