ТОНКАЯ МУЗЫКА ЛОЗЫ
Скажи, что твое хобби, и я скажу, кто ты. Несколько видоизмененное расхожее выражение как нельзя лучше характеризует людей. Подтверждает это и учитель трудового обучения Червоненской школы Анатолий Савастеня. Правда, о педагогическом направлении его жизни речь пойдет вскользь.
Считается, что именно сильные характеры наделяют своих обладателей добротой и разумной уступчивостью. Они будто и гнутся, но сломать их нельзя. Как тонкие ивовые прутья, из которых Анатолий Илларионович создает свои рукотворные шедевры. Путь к этому – история отдельная, ведь изначально в мужчине оказалось заложенным что-то интуитивное к дереву вообще. Придя в школу с идеей резьбы по нему, так любознательным мальчишкам и объявил: «Как и вы, сам ничего пока не умею. И мы будем учиться вместе. Однако, поскольку я старше и все-таки учитель, мне повезет ремесло резьбы по дереву освоить быстрее. А вы подтянетесь». Именно так и вышло, плюс, подкупающая доверием откровенность настроила класс на нужный лад. Ведь учатся все, и взрослые в том числе. Тот же трудовик за свои полвека жизни освоил… множество музыкальных инструментов: баян и аккордеон, гармонь и всевозможные ударные инструменты. У него записан сольный альбом из восемнадцати авторских песен. А одна из них как-то принесла ему победу на районном конкурсе к девятому мая. Кстати, он и сегодня ведет музыкальный кружок по вокалу. Впрочем, полярность увлечений учителя искренне восхищает. В калейдоскоп искусства он гармонично вплетает еще и спорт. Тренажерный зал и секция силовой подготовки – в общем-то, его детище.
Увлечение лозой пришло к нему два года назад. Однако, как уверяет сам мастер, в жизни каждого из нас спонтанностей не бывает.
– В детстве у нас в комнате стояла этажерка из лозы, – вспоминает Анатолий Илларионович, – такие, наверное, во многих домах тогда были. И еще – два таких же стула. Мне очень нравилась эта мебель.
Наверняка, тогда его подсознание записало эту мальчишескую увлеченность, пусть и выдало спустя десятки лет. Мастерству лозоплетения он не обучался ни у знаменитых, ни у начинающих мастеров. Так решил и все. Заготовил сырье, почитал литературу, покопался в интернете… Все вроде и есть там, и будто чего-то нет. Любопытно, что начал свое восхождение к этому виду искусства наш герой путем наибольшего сопротивления – изготавливая сразу вещи покрупнее. Первое изделие, как первая любовь, запоминается надолго. Вот и Анатолий Савастеня радуется вешалке с седушкой для бани даже спустя пару лет. Им на смену пришли два кресла и столик. А затем эстафету подхватили корзины, вазы. Кстати, первых в ассортименте изделий восемь моделей (с косами, ажурные, овальные и др.), вторых – шесть. Плюс, хлебницы, а они у мастера получаются цилиндрические и овальные, он презентовал родной школе. Так сегодня 20 столов и украшают такие подставки, радуя учеников.
– Самое сложное в этом труде, – делится опытом педагог, – заготовка лозы. Ее на озере Червоное очень много, но процесс трудоемкий. Я бы сказал, он занимает до 80 процентов всей работы. А ведь ее надо еще 4-5 часов кипятить. Хорошо, что у меня есть условия: использую специальный чан, в котором готовим еду подсобному хозяйству. Спасибо ТБЗ, что есть брикет, он горит медленно, что позволяет подготовить материал качественно.
Мебель у него получается уникальная, кресла и столики на основе бруса сухой ольхи. А еще, как бы заказчик не хотел, одно и то же изделие не получается идентичным. Все же ручная работа, потому так и ценится – индивидуальностью и неповторимостью. А если учесть, что никаких чертежей изделий из лозы быть не может, а фантазия автора автономно от наработок других воспроизводит свое, то и вовсе искусство выглядит более, чем оригинально.
– Меня до того затянуло, что иной раз, наметив в свободное время плетение, замочив прутья, не иду домой, а просто лечу, – не скрывает увлеченности мастер. – Кажется, как раньше не мог жить без музыки (и на свадьбах играл, и для себя), так сегодня не могу обходиться без этого увлечения.
Есть у Анатолия Савастени и постоянные перспективы. На этом этапе он пока намерен идти на поводу у спроса – земляки прямо заказывают хлебницы из лозы, только уже для хранения жизненно важного продукта. У мастера есть идеи. И ведь наибольшую радость ему приносит именно новое, впервые освоенное. Пусть дважды и не войти в одну и ту же реку, то есть не повториться в вазе, корзине или кресле, но его итог мало-мальски понятен. А вот каким получится очередное детище?
– Своим ученикам часто говорю: мальчики, то, что делает человек своими руками, можно починить, восстановить и переделать. Если не изготовлено механически, на станке. Да и в этом случае работа нередко поддается, – объясняет сущность вещей учитель.
И мальчишки ему верят. Не потому, что слова по-житейски мудрые. Просто ученики приносят к Анатолию Савастене на урок что-то вышедшее из строя, сломавшееся или с небольшим повреждением. И мастер (порою на глазах изумленных ребят) приводит предмет в действие, чинит и возвращает к жизни. Что поделать, один поступок, как известно, важнее тысячи слов.
Валентина Покорчак