Требуй чек от кассового аппарата
Одной из задач налоговых органов является контроль за приемом наличных денежных средств с использованием кассового оборудования и платежных терминалов. В последнее время участились случаи нарушения законодательства по данному вопросу. За разъяснением отдельных норм законодательства корреспондент газеты «НП» обратился к заместителю начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Житковичскому району Ирине Самойлович.
— Каким образом налоговый орган осуществляет контроль за приемом наличных денежных средств при реализации товаров, работ, услуг.
— В настоящее время одним из эффективных методов контроля за полнотой отражения выручки остаются внеплановые тематические оперативные проверки, в том числе с проведением контрольной закупки. Проверки проводятся согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Тематические оперативные проверки назначаются руководителем налогового органа или его уполномоченным заместителем в случае необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Таким образом, при наличии информации, свидетельствующей о совершаемом либо уже совершенном нарушении законодательства в части приема наличных денежных средств и использования кассового оборудования, налоговыми органами незамедлительно организуются внеплановые тематические оперативные проверки.
За 4 месяца 2016 года инспекцией МНС по Житковичскому району проведено 16 оперативных проверок, в ходе которых установлены нарушения порядка приема наличных денежных средств. К ответственности привлечено 16 виновных лиц на сумму штрафа 52,1 млн. руб. За аналогичный период прошлого года такие нарушения были установлены у 12 субъектов хозяйствования. Как свидетельствуют цифры в текущем году участились случаи нарушения законодательства по приему наличных денежных средств.
— Расскажите об основных нормах, которые должен соблюдать субъект хозяйствования при продаже товаров, выполнении работ и оказания услуг за наличный расчет.
— Порядок приема наличных денежных средств и использования кассового оборудования, платежных терминалов определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 06.07.2011 г. №924/16, которое называется «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования».
Данным постановлением определен перечень объектов, видов деятельности, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить кассовое оборудование и платежные терминалы. В данном случае покупателю в обязательном порядке выдается чек от кассового аппарата.
Кроме того, постановлением установлены случаи, когда при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг применение кассового оборудования не обязательно. В этом случае покупателю выдается квитанция установленной формы, которая называется «О приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов». Применяется также приходный кассовый ордер формы КО-1 в случаях, когда допускается прием наличных денежных средств с отражением по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за день.
Так, например, покупатель купил на рынке товар, стоимостью 210 тыс. руб. В данном случае продавец обязан выдать покупателю квитанцию установленной формы, о которой было рассказано выше. Если покупка была стоимостью 200 тыс. руб., то в этом случае продавец не обязан выдавать квитанцию, продавец оформит квитанцию только по требованию покупателя. А по окончании рабочего дня (смены) продавец обязан выписать приходный кассовый ордер формы КО-1 на общую суммы выручки, полученной за день.
— Ирина Романовна, как Вы считаете, должна ли быть заинтересованность покупателя в получении от продавца платежного документа.
— Покупатель должен требовать чек в обязательном порядке. Практически каждый потребитель оказывался в ситуации, когда у него возникала необходимость обменять или вернуть товар, вернуть деньги за некачественно оказанную услугу или требовать устранения ее недостатков. В такой ситуации продавец не всегда спешит согласиться с утверждением покупателя о том, что товар (услуга) приобретен именно в данном объекте торговли (сервиса). Доказательством приобретения товара (услуги) у конкретного продавца является платежный документ кассового оборудования (чек) или один из документов, оформляемых в соответствии с законодательством в случаях, когда допускается не использовать кассовое оборудование, речь о которых шла выше. Конечно, можно доказывать свою правоту, в том числе в суде, и без наличия таких документов, ведь в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 9.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, и для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки с отметками продавца и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца. Тем не менее, оперировать такими подтверждающими факторами гораздо сложнее, в то время как платежный документ позволяет однозначно идентифицировать продавца, установить дату и время покупки, сумму сделки.
Поэтому, чтобы защитить себя как потребителя, необходимо всегда сохранять платежные документы и требовать их выдачи, если продавец не сделал этого. К отказу продавца выдать чек или оформленный документ установленного образца в случаях, когда этого требует законодательство, следует отнестись настороженно. Скорее всего, такое поведение может свидетельствовать о нежелании продавца нести ответственность за качество и безопасность предлагаемых к реализации товаров, оказываемых услуг, а также о сокрытии по данному объекту части выручки с целью занижения размера причитающихся к уплате налоговых платежей.
Требуя выдачи платежного документа каждый покупатель становится союзником налоговых органов в борьбе за достоверный учет выручки в розничной торговле и сфере сервиса и уплату причитающихся налогов и сборов. Общеизвестно, что из государственного бюджета выделяются денежные средства для обеспечения реализации задач и функций государства, в том числе финансируются такие сферы, как социальная защита населения, национальная оборона, здравоохранение, образование, транспорт, связь и другие сферы. Соответственно полное и своевременное поступление в бюджет налоговых платежей — один из факторов обеспечения достойного уровня жизни граждан Беларуси.
— Куда следует обратиться, чтобы сообщить об имевших место нарушениях законодательства.
— Любой потребить может передать сообщение о нарушениях законодательства по телефону доверия инспекции МНС по Житковичскому району — 2 36 37, анонимность сообщения гарантируется. Кроме того, можно обратиться в инспекцию с устным либо письменным заявлением, в котором потребитель укажет о всех фактах нарушений. В данном случае заявитель в установленные законодательством сроки получит ответ на свое заявление.