Живет на Житковщине скромный педагог
Живет в нашей деревне скромный педагог, но педагог с большой буквы — учитель русского языка и литературы Валентина Яковлевна Акунец. Всю свою жизнь она посвятила профессии педагога, отдавая свое сердце и душу не одному поколению воспитанников. В жизни каждого человека есть люди, которые оставляют след в душе. Валентина Яковлевна вырастила и воспитала не одно поколение хороших людей.
Родилась она в неприметной деревушке с очень красивым названием Александровка Калинковичского района. В 1961 году приехала в д. Белев и начала работать в сельской школе. «Учителем мечтала стать с детства, – говорит Валентина Яковлевна. – Помню, как ходили в семилетку, тетрадей не было, учительница резала коричневую бумагу, и мы на ней писали. На все младшие классы был один букварь, а читать хотели все, но я больше остальных, поэтому читала всегда первой. Школяры приходили к нам в дом, сидели на коленях вдоль длинной скамьи и так писали».
После окончания семилетки в 1952 году Валентина Яковлевна поехала поступать в Мозырское педучилище на учителя начальных классов. Училась там 4 года. «Жить было трудно, послевоенные годы, хлеба не было, стояли в огромных очередях в магазине, чтобы купить эту заветную буханку, – смахивает украдкой слезу уже поседевший педагог. – Стипендия была 20 рублей, жили по 10 человек в одной комнате, со стипендии складывались в общую кассу по 5-6 рублей. Помню, как ходили в аптеку и покупали вместо сахара гематоген». «А где готовили себе еду?», – спрашиваю я. «Ой, была кухня, отапливалась дровами, а готовили в чугунках.» «И танцы были?» «А как же, – вдруг оживилась моя собеседница, – нам же было по 16-17 лет, бегали на танцы, играл духовой оркестр, денег, конечно же, не было, поэтому мы танцевали, не заходя на танцплощадку.»
В 1956 году Валентина Яковлевна окончила училище и поступила в Мозырский пединститут. Набор был огромный, по 6 человек на место. Жила в общежитии, которое топили дровами сами. «Помню, как отец из деревни привез мешок картошки, так радости было у всего общежития, все кричали: «Ура!»
В 1961-ом окончила пединститут и начала работать в Белевской восьмилетней школе. Школа была деревянная, но детей было много – 254 человека, учились в две смены. «В клуб не ходила поначалу, все к урокам тщательно готовилась, а потом все же решилась. Я же танцоркой была заядлой, – смеется Валентина Яковлевна. – Там и встретила Бориса Федоровича – будущего мужа. Вот так и пошла замуж за простого деревенского парня, но он красавец был, хотя и танцевать не любил. Свадьба была скромненькая, достала где-то, уже и не помню, кусок шелка и пошила свадебное платье. Зарплата была тогда 56 рублей, шкаф купили, до сих пор в гараже хранится, как семейная реликвия. Бедно жили, дети уже пошли. Приезжала в деревню автолавка, и я в уцененных товарах покупала детям вещи». Вместе с супругом прожили уже 54 года. Смотришь на этих уже пожилых людей и сердце невольно щемит при мысли о том, что было за время, но несмотря ни на что, они сумели сохранить семейное тепло и домашний уют.
В 80-х годах построили новое здание школы. Сколько было радости у всех! Дети были активные очень. «Как-то раз написали письмо в Москву, наугад написали номер школы 905», а там директором оказался первый учитель деревни Белев, и они пригласили нас в гости. Впечатлений было море! Дети привезли из Москвы наглядные пособия, репродукции картин, портреты писателей, первый диафильм, что было вообще в диковинку. Так я стала самым продвинутым пользователем, всегда уроки проводила с применением этого аппарата, и детям очень нравилось. Я вообще была очень активной, ведь учитель-филолог должен быть прежде всего артистом, – говорит со знанием дела Валентина Яковлевна. – Мои дети во всех спектаклях всегда брали первые места, настолько хорошо играли. Однажды на линейке выпускники медали вручали, так мне дали медаль «за доброту и справедливость». Никогда не стояли в стороне от жизни, как бы она не была трудна, шагали вперед задорно и смело».
Смотрю на сморщенные и загрубелые руки старого доброго учителя. «А как случилось, что вы ранение получили?» Валентина Яковлевна тяжело вздыхает и по щеке катится уже нескрываемая слеза. «Мне 5 лет было, – после недолгого молчания начинает говорить. – Шел тяжелый 1943 год, мы прятались от немцев в лесу, в шалашах, во мху, в болоте, где придется. И вдруг рядом упал снаряд, раненых было много, меня ранило в левую руку и живот. Мама на руках понесла в военный госпиталь. Лежала я вместе с солдатами. По мере того, как продвигался фронт, госпиталь переезжал и мама забрала меня, чтобы не потерять потом, носила в больницу на перевязку. Вот так и осталась инвалидом, так что и война не прошла мимо меня».
Валентина Яковлевна проработала в школе 40 лет и один день, отдавая себя без остатка детям, порой забывая о своих собственных.
Л.Н. Толстой сказал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце» – вот этими качествами и обладает Валентина Яковлевна.
После долгой беседы выходим на улицу. Стемнело. Валентина Яковлевна провожает меня до калитки. «Спасибо, что уделили мне свое время», – говорю на прощание я. «Что вы, спасибо вам, молодым, что не забываете нас, стариков».
Не спеша иду по темным и опустевшим улицам, идет мелкий дождь, а мысли мои в далеком прошлом, поседевшем от прожитого времени педагога.
Разве можно забывать о людях, которые жили ради того, чтобы отдать нам все самое лучшее, что есть в них самих?
Иду домой и уношу частичку теплой и доброй души мудрого педагога.
По-особенному счастлив в своей судьбе тот, кому встретился такой учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью.
В. РУДАЯ,
учитель русского языка
и литературы ГУО «Белевский детский сад-средняя школа».