Первый водитель в деревне Хильчицы Житковичского района
Идёт по улице человек. Красивый, подтянутый, уверенный в себе, несмотря на свой возраст. Его уважают в деревне. Чуткий, внимательный, вежливый. Никогда не откажет, поможет, если нужно. Такой он у нас, ветеран труда Василий Григорьевич Шруб. Трудным было его детство, тяжёлым, голодным.
Родился 25 апреля 1935 года в деревне Хильчицы. В сентябре собирался пойти в школу, очень хотел учиться, но началась Великая Отечественная война. Отец ущёл на фронт. Мать с ним и сестрой осталась одна. Девочка в четырнадцатилетнем возрасте в 1942 году умерла от тифа. Фашисты свирепствовали. Сожгли деревню Ридча и расстреляли восемьдесят человек. Спасаясь от смерти, жители ушли в лес, поселились в землянках. Деревня полностью была сожжена. Ночью ходили на Барани (так называлось поле, на котором в буртах хранилась картошка) за провизией. То, что картошки с каждым днем становится все меньше и меньше, видели все. Хотя и был приказ районного начальства: ничего не трогать. Весной нужно посеять, чтобы жить дальше. Но понять нужно и людей: картошка нужна, чтобы выжить. Один из таких походов чуть не стал трагическим для Василия и его семьи. Когда возвращались домой, наткнулись на засаду. Немцы привезли их в деревню Толмачево Столинского района. Допрашивали, угрожали: им нужно было знать, где находятся партизаны. Никто не сказал, хотя многие знали. Женщины пекли хлеб, мужчины отвозили в лес. Собралось больше ста пятидесяти человек. Потом всех привезли в Хильчицы на Вал, так называется урочище, где до 1939 года была застава. Выстроили возле большой ямы. Люди думали о самом страшном. Женщины шептали слова молитвы, просили у Бога помощи. Вдруг к тете Марте Гавриловне подошел немецкий офицер и сказал на русском языке: «Не бойтесь, с вами ничего не случится, я вам помогу». Тетя узнала в нем русского офицера, который служил на заставе. Она работала там прачкой и некоторых военных знала в лицо. Теперь он служил по заданию переводчиком и по возможности помогал людям. Он что-то сказал, фашисты всполошились и быстро уехали. Люди разбежались кто куда. «Я и теперь не знаю фамилию этого героя. Больше никто из жителей его не видел. Да ему и опасно было оставаться, — его могли выдать, не желая причинить плохого».
«В 1944 году вернулись домой. Встретило одно пепелище. Жили в землянках, постепенно начали строиться. Мы возвели свою избушку в 1953 году, — вспоминает Василий Григорьевич. — Сколько было радости: не слышно выстрелов, взрывов.
Закончил пять классов Хильчицкой семилетней школы и больше в школу не пошел. Стыдно было взрослому парню учиться с малыми детьми. Жить тоже на что-то надо. Вот и пошел пасти овец, потом работал ездовым, пахал, сеял.
3 ноября 1954 года ушел служить в армию. До 1957 года был солдатом в городе Камышлове в строительных войсках: строили финские домики для жителей города, а вечером учился в вечерней школе для водителей. Вернулся домой героем с водительским удостоверением. Тогда это было редкостью. В апреле 1958 года меня председатель отправил в Горки за новой машиной. Приехал на ней я домой, налюбоваться не могу. Что мне отдадут, не сомневался. Больше водителей в деревне не было, — вспоминает с гордостью опытный водитель. Двадцать лет возил председателя. Двадцать лет работал на грузовых машинах. Выполнял всякую работу, какую только ни предлагали. Сорок лет отъездил без замечаний и нареканий, ни одного прокола в гарантийном талоне». Василий Григорьевич задумывается на минуту, улыбка появляется на его лице и говорит: «Я ведь комсомолец. И теперь храню комсомольский билет, и горжусь этим. Как было раньше: партия сказала: «Надо!. Комсомол ответил: «Есть».
Рядом с ним его верная подруга Мария Леонтьевна. «Познакомились в январе 1958 года, а в августе свадьбу сыграли. Молодая была моя Марийка, только семнадцать лет. Я благодарен Богу, что дал мне такую жену. Пятьдесят семь лет живем душа в душу. Пятеро детей вырастили: три дочки и два сына. Катя старшая, учительница биологии, живет в Минске. Вера — тоже учитель, — белорусского языка и работает в Ричеве. Зина — зоотехник, живет в Ленинградской области. Григорий обосновался в Гродненской области. Он слесарь в сельхозтехнике. «Александр, самый младший — наша гордость, работник следственного комитета, подполковник милиции, живет в Минске», — говорит этот чудесный собеседник.
Пятеро детей, пятеро внуков и три правнучки — вот главное богатство Василия Григорьевича и Марии Леонтьевны.
Достойна уважения и восхищения жизнь этих замечательных людей. Сколько любви, уважения, взаимопонимания между ними. Словно читая мои мысли Василий Григорьевич продолжает:
— Жаль что вся семья не вместе. Но все они всегда с нами. — Смотрит на фотографии, любуется своими воспитанниками.
— Часто приезжают. Все имеют свои машины. Зина приезжает только летом, раз в год, но звонит часто. Все дети звонят, работать запрещают. Пока жив, надо работать.
Увлекается старый водитель пчеловодством, есть несколько пчелосемей, ухаживает за ними. Мед всем нужен. Любит рыбалку, грибы. Только теперь ездит не на машине, а на мотоцикле. «Это теперь моя единственная надежная техника», — шутит Василий Григорьевич.
Мы гордимся, что в нашей деревне живет такой замечательный человек, как Василий Григорьевич Шруб.
Его жизнь и жизнь Марии Леонтьевны — пример для всех односельчан.
Члены клуба «Юный журналист» ГУО «Хильчицкий детский сад-средняя школа».