Нотариус – специалист с высокой квалификацией
Профессия юриста, как, пожалуй, никакая другая, имеет очень большое разнообразие специализаций. Это судьи и адвокаты, исполнители и юрисконсульты, следователи и милиционеры, работники прокуратуры и даже загса. И если большинство из них имеют некоторый налет романтики, то деятельность нотариусов принято считать скучноватой: этакий секретарь, ставящий на документах печать.
Да, может быть, про них не снимают кино, однако без участия представителей этого, кстати, древнейшего, ремесла в современном обществе не обойтись. За помощью к нотариусу хотя бы раз в жизни обращалось абсолютное большинство людей – заверить сделку, оформить доверенность на машину или задокументировать завещание. О тонкостях востребованной и, как оказалось, очень интересной работы накануне профессионального праздника рассказала заведующий Житковичской нотариальной конторой Жанна Войтович.
Ее путь в юриспруденцию начался в зрелом возрасте. По первому образованию Жанна Владимировна – учитель истории. В школе преподавала 12 лет, прежде чем круто поменять профессиональную стезю. Получив заочно второе высшее, уже юридическое образование, начальный опыт нарабатывала юрисконсультом районного исполнительного комитета. За моральную поддержку она до сих пор благодарна тогдашнему руководителю местной власти Петру Савицкому, его замам и специалистам.
Жанна Войтович признается, что всегда хотела быть юристом, нравилась ей эта профессия за возможность оказывать людям помощь во многих жизненных ситуациях. Но вот о том, что будет нотариусом, пожалуй, не мечтала. Эта работа казалась ей недостаточно деятельной что ли, ассоциируясь еще с детства со старомодными бабушками, обложенными кипами документов. Однако судьба распорядилась так, что вот уже 11 лет она служит именно этой профессии, любит ее и ни за что не променяет на другую.
– А какие требования – профессиональные и личностные – предъявляются к нотариусу? Всякий ли человек, по-вашему, может заниматься этой работой?
– Нотариус – специалист с очень высокой квалификацией, потому что сфера его деятельности широчайшая. Он должен хорошо знать хозяйственное право, многие аспекты семейного, гражданского, земельного, жилищного законодательства, ориентироваться в смежных правовых специализациях. Кроме того, постоянно совершенствоваться, чтобы быть в курсе текущих изменений законодательства. Ну, и к тому же иметь жизненный опыт, разбираться в человеческой психологии, ведь к нему люди идут с личными историями, доверяются, поэтому нотариус обязан уметь слушать. Это, я считаю, главное качество. Даже если исповедь не касается нотариального действия. А так, кстати, чаще всего и бывает.
Всякий ли может этим заниматься? Сложный вопрос. Наверное, надо, прежде всего, любить людей. А вот только одного желания мало. Ведь не случайно законом предусмотрено, что нотариусом можно стать, имея обязательную юридическую практику. Прежде чем приступить к работе, претендент проходит полугодичную стажировку, затем дважды сдает экзамен – областной комиссии и республиканской. И только потом становится нотариусом.
Интересно, что сама Ж. Войтович прошла стажировку в ускоренном варианте – на два месяца ее срок сократил сам Министр юстиции, посетив в то время Житковичскую контору. Единственным нотариусом здесь работала Наталья Мазуркевич, которая в профессиональном плане много дала новому сотруднику.
– Как меняется ваша профессия?
– Сейчас благодаря организации службы «Одно окно» под дверями нет столько людей. Все необходимые для нотариального действия документы мы собираем сами. Человек в основном приходит по записи к назначенному времени, и это очень удобно. К тому же бумажную работу существенно облегчает технический прогресс – компьютер и интернет.
– Над нотариусом давлеет бремя ответственности, потому что он удостоверяет важные документы, многие из которых хранятся вечно. Говорят, что ни один юрист не несет за свои ошибки такой ответственности, как нотариус?
– Работать все же надо без ошибок. Но учитывая, что в 2014 году нотариусы перешли на самофинансирование, они, в отличие от работников других структур, по делам которых отвечает государство, полностью несут ответственность за свою деятельность, страхуя ее. А спорные вопросы, если они возникают, должны решаться в суде.
– Люди доверяют вам личную информацию, сохраняете ли вы их секреты?
– В этом даже нельзя сомневаться. За разглашение тайны нотариального действия по закону предусмотрена уголовная ответственность. Мы имеем право предоставлять информацию, к примеру, по завещанию, только близким родственникам, либо тому, кто в нем указан. И еще по запросам суда, прокуратуры и ряда других органов.
– Бывает так, что, обращаясь в контору, человек не может определиться, как поступить? Советы в таком случае даете?
– Именно так зачастую и происходит, когда люди, особенно, если случается горе, не знают, как поступить. Но нотариус не имеет права принимать решение за клиента. Он обязан разъяснить в соответствии с законодательством понятным языком, очень доходчиво все возможные варианты нотариальных действий и их последствия, но определиться человек должен исключительно сам.
– А если клиент не отдает отчета своим действиям?
– Да, установить дееспособность человека порой действительно бывает сложно. Если он затрудняется назвать свое имя и адрес или зачем ему нужен нотариус, то мы не имеем права совершать никакие действия. Даже, несмотря на просьбы и уверения родственников в полной адекватности дарителя или завещателя. К сожалению, этого довольно часто люди не понимают.
– И, наверное, просят, так сказать, войти в положение?
– И такое бывает. Но это исключено, потому что такие действия уголовно наказуемы. Все должно совершаться по закону и никак иначе. Конечно, люди недовольны, что нотариальное действие остается неоформленным и вызов нотариуса был напрасным. Однажды, помню, меня даже отказывались везти обратно в контору после несогласия оформить завещание от лица бабушки, которая была недееспособной. А выезд на дом у нас, как известно, платный и с предоставлением транспорта.
– Предполагаю, что в вашем кабинете должны кипеть страсти, ведь не всегда наследники при разделе имущества находят взаимопонимание. Как удается примирить несогласных, удивляют ли вас такие истории?
– Я не привыкла давать людям оценки, ситуации ведь бывают разные, и у каждой стороны свое видение. Если человек не отказался от своей доли наследства в пользу сестры, которая ухаживала за мамой, это не значит, что он плохой. В нашем деле главенствующим должен быть закон, а не эмоции. Если ситуация накаляется, а бывают и оскорбления, и другие проявления неуважения сторон, мы предлагаем перенести встречу, чтобы люди пришли в контору с готовым решением. А мирить их мы не должны. Кстати, в нашей практике есть и достаточно много случаев благородства, когда родственники распоряжаются имуществом, если можно так сказать, по законам совести. Но, опять же, судить людей не стоит.
– А какие услуги нотариальной конторы в числе самых популярных?
– Наиболее часто люди обращаются за оформлением наследства, доверенности, сделок купли-продажи, дарения имущества, завещания. Кроме того, в последний год нотариусам передали исполнительное производство, т. е. взыскание средств с разного рода должников. И это довольно большой объем работы, которая облегчает деятельность ряда служб и организаций, которым ранее для истребования долгов необходимо было обращаться в экономические суды. А вообще надо сказать, что в последнее время люди становятся более законопослушными. Если, к примеру, раньше жили и жили в доме без документов, то сегодня все стараются оформить имущество по закону. И это, безусловно, хорошо.
Свой профессиональный праздник Жанна Владимировна всегда встречает с хорошим настроением, потому что рада, что ее труд востребован. С днем юриста ее обычно поздравляют не только коллеги, но и многочисленные клиенты, которым однажды помогла. А это, говорит нотариус, дорогого стоит. Прощаясь, Ж. Войтович попросила по случаю праздника передать наилучшие поздравления своему коллективу и бывшим коллегам конторы, а также всем жителям района, избравшим нелегкую, но очень нужную профессию юриста.
Светлана Шеколян.