Нефтеперекачивающая станция «Туров»

черный дружбаНефть транзитом
Представьте только, что от российской до польской границы под землей, на которой мы живем, работаем, сеем и пашем, течет огромная нефтяная река. И если учесть, что в Республике Беларусь в год этого полезного ископаемого добывают до одного миллиона 600 тысяч тонн, то нефтеперекачивающая станция «Туров» за тот же период транспортирует около сорока миллионов тонн. При этом предприятие, работающее в режиме определенной закрытости, являясь стратегическим объектом, напоминает, если примитивно подойти к сравнению, такой себе умный дом. В том смысле, что все здесь автоматизировано, компьютеризировано, производя впечатление успешности и респектабельности. Впрочем, так оно и есть.
Три трубы
Помните забавную считалочку про А и Б, которые сидели на трубе? Так вот в отличие от метафорических персонажей (эх, им бы такую трубу!), в НПС «Туров», во-первых, не прохлаждаются, а во-вторых, добросовестно обслуживают три такие нити диаметром 630, 720 и 820 мм, на сто четырех километрах нефтепровода. В целом, эта цепь транзита представляет собою шесть, включая нашу, станций: Гомель, там же расположен центр управления транзитом и его штатному диспетчеру, например, подчинен туровский оператор; Мозырь, отправляющий черное золото по двум маршрутам: на Мозырский нефтеперерабатывающий завод и в Украину; Пинск, поддерживающий связи с Кобрином Бресткой области, выходящим за рубеж.
В этой связи следует напомнить, что НПС «Туров» входит в ОАО «Гомельтранснефть» Дружба» ( тот, в свою очередь — в концерн «Белнефтехим»), а это в целом 667 километров нефтяной магистрали от Республики Беларусь до Польши и Украины. «Течет» подземная черная река по восьми районам Гомельской и такому же количеству Брестской областей, преодолевая территорию 983 землепользователей. Что касается нашей нефтеперекачивающей станции, то ее владения бурным потоком мчатся по трем районам: Житковичскому, понятно, Петриковскому и Столинскому соседнего региона. Стартует наша НПС на шестидесятом и заканчиваются на 164-ом километрах трассы.
Откуда нефтишка?
С России, вестимо, она добывает, а «Дружба» «везет». Кстати, еще с 1967 года, когда открылась первая очередь, перейдя во вторую, запущенную поляками, спустя девять лет, НПС зарекомендовала себя надежным и порядочным партнером. А ведь в условиях непрерывного процесса, когда работа станции круглосуточная, порою приходится трудиться, не покладая рук, в сжатые сроки выполняя приличные объемы.
— Например, на минувшей неделе, — делится буднями профессии начальник аварийно-восстановительной службы Василий Королец, — по согласованию с Москвой, нам надо было за семьдесят два часа справиться с задачей: откачать нефть с участка трубы 820 мм, устранить неполадки.
Если учесть, что условия специфические, а это давление до пятидесяти килограммов, скорость около16 метров в секунду, то понятным станет напряжение.
Забота
об
окружающем
Длина магистрали, а при этом она имеет здесь и два подводных перехода — через Ствигу и Горынь, (кстати, именно там сегодня идет замена труб), ее география, тесно граничащая с городами и селами, лесами и реками, при нестандартной ситуации, мягко говоря, может привести к экологической катастрофе. Но Бог миловал, потому что человек не оплошал. Во-первых, постоянной диагностикой труб. Раз в пять лет в поток нефти «внедряется» специальный снаряд с дистанционной передачей данных, который вместе с ней пройдя путь, сканируя каждый сантиметр нефтяной трубы, выявляет дефекты или деформации. Замеренные параметры нитей «считывает» специалист, затем они устраняются. Во-вторых, самые современные меры безопасности, включая «кожухи», в которые «одет» нефтепровод, пролегающий по подводным переходам, автодорогам и т.д. Кроме того, уже лет семь, как здесь при замене труб используют систему горизонтально-направленного бурения (ГНБ), что также щадит недра земли. А еще — своевременность реконструкции. Например, сегодня кладут 17 километров трубы 820 мм от станции Туров до Ольшан, увеличив при этом толщину стенок до 13 мм.
Это то, что не входит в нормативные требования экологических служб для разрешения деятельности, и не считая очистки площадок НПС от ливневых вод. Ведь это выполняется по умолчанию. К тому же, как сказано, с учетом «чужих» земель, где «дрейфует» нефтепровод, отношение к ним уважительное. Если участки по вынужденным обстоятельствам НПС нельзя засеять — выплачивается компенсация. Кто его знает, какой выдастся год на урожай, а здесь — гарантировано расчету землепользователя. Одним словом — дружба.
Структура и люди
Как рассказал начальник механотехнологической службы Валерий Черный, — НПС «Туров» включает шесть служб: электротехническая, механотехнологическая, аварийновосстановительная, контроля измерительных приборов, электрохимической защиты и хозяйственная группа. В этой системе «труба» объединяет девяносто девять специалистов с достаточно высоким требованием к образовательному уровню. Но работой здесь дорожат по ряду причин. Главное, конечно, заработная плата, составляющая в среднем восемь миллионов рублей. Социальный пакет также можно назвать очень даже нестандартным. Например, «оздоровительные» к отпуску позволяют семье хорошо отдохнуть; к общегосударственному пенсионному страхованию здесь приурочен специальный накопительный фонд, куда средства для «параллельной» пенсии перечисляет предприятие; как и оплачивает медицинскую страховку работников, имеющих таким образом право на бесплатное обследование в Минске, Гомеле, не говоря о местных больницах. Дополнить список можно длинным перечнем, однако ограничимся собственной базой на берегу Днепра и максимализмом бытовых условий на НПС, где реально существую электросушилки для одежды и обуви.
Эта маленькая Швейцария, как иногда летним погожим днем называют ее гости, в том числе и из-за обилия цветов на территории и ее ухоженности, перегоняет по своим магистралям в железнодорожном пересчете порядка десяти полноценных грузовых составов нефти в сутки. Обогревает дома поселка «особым» топливом и радует персонал отношением, отвечая людям отдачей.
носко дружбаЦентр наблюдения
Николай Носко, оператор НПС по образованию физик. Как сам шутит бывший учитель, отработавший заместителем директора в Рычевской школе, за все происходящее на территории и за ней по магистрали несут главную ответственность два человека: по понятным причинам начальник НПС и оператор. Ведь главная задача этого специалиста — шесть, а точнее, семь мониторов компьютеров. На них, как на ладони, — весь цикл взаимосвязанных действий. Здесь можно даже отследить наполняемость водонапорной башни и движение «снаряда» диагностики по нефтепроводу. Не говоря о других нюансах, включая необходимость перевода на резервные линии.
По школе физик нисколько не скучает.
— Здесь можно реализовать себя не только профессионально, — уверяет Николай Евгеньевич. — Существует определенная творческая и спортивная сплоченность коллектива. Соревнования, концерты. В том числе конкурсы профессионального мастерства. Все это заставляет развиваться и держать себя в тонусе.
Кстати, на предприятии постоянно дежурят оператор и электромонтер. Также под их присмотром самостоятельная, то есть автоматизированная котельная, а каждые два часа оператор обходит территорию. Обещают в скором времени, к слову, по всему периметру ограждения установить камеры видеонаблюдения. Для неспокойного времени предосторожность не лишняя.
Санец дружбаТактика офицера
Как известно, бывших офицеров не бывает. Николай Санец, начальник службы КИП, уволившись в запас, смог достойно обосноваться и в гражданской жизни. Сегодня он руководит ответственным звеном НПС. Как и в армии, отвечает за подчиненных по службе людей. Его «личный состав» небольшой — три прибориста и пять операторов. Однако ответственность впечатляет.
— Наша задача, — конкретизирует Николай Федорович, — обеспечение безаварийной работы комплекса технических средств АСУП ТП. Ведь информация от датчиков приходит к оператору, который помогает ориентироваться в процессе работы диспетчеру.
Еще этому руководителю присуща высокая степень интеллигентности. Как замечают коллеги, за шестнадцать лет работы ни один из них не слышал от него повышенного тона или некорректного обращения. Плюс пример для подражания – спортивный и здоровый образ жизни, что позволяет утверждаться ему и предприятию на соревнованиях.
Валентина ПОКОРЧАК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.