Если сказать, что этот человек, лесничий Березнянского лесничества ГЛХУ «Житковичский лесхоз» Владимир Царикевич, дышит лесом, значит не слукавить и без преувеличения определить стиль его жизни
Ведь и отвлекался Владимир Царикевич от своих сосен-берез дважды и то исключительно по жестокой необходимости. Впервые, чтобы получить диплом в профильном техникуме, а во второй раз призвали служить в Афганистан. Кстати, армейский долг родине солдат отдавал в элитном спецназе, пройдя и здесь испытание на прочность. Однако и большой город, и пыльная жаркая страна не смогли соблазнить полесского парня ни витком цивилизации, ни военной карьерой.
Ценя безупречную преданность, доверием отвечает своему хозяину сегодня Березнянское лесничество. Это в реестре Житковичского лесхоза оно обозначено протокольно четко и официально надежно, а для Владимира Адамовича его 9820 гектаров – мир, наполненный трудоемкой, без выходных-праздников, работой и…музыкой звуков.
Лесничий умеет читать там, где многие из нас остаются неграмотными. Так, минувшей зимой пришлось корректировать увеличившееся в числе волчье братство. Именно опытный глаз, не оставляющий без надзора кварталы своего зеленого микрорайона, отметил, что наглеет хищник, вытесняя соседей. Навык лесничего позволил загнать зарвавшихся санитаров леса на болото, где и настигли охотники стаю из восьми матерых. Владимир Адамович и сам не прочь выйти на эту тропу, ведь кому, как не ему известны правила искусственного отбора, когда естественный — нарушает свои законы. Отправиться на охоту лесничий может даже в кромешной ночной темноте, благо его четыре любимые лайки раньше хозяина определят и дичь, и опасность. А небо и лес, где каждую тропинку знает на ощупь, не дадут сбиться с пути.
Четверть века для него лес — работа, а коллектив Березнянского лесничества, вырастивший Владимира Адамовича с мастера до своего руководителя, остается родным и надежным. Двадцать три человека отдают свой труд и навыки ежедневно в этой команде. Осветление, прочистка, прореживание, проходная рубка. Если добавить сюда содействие естественному возобновлению и лесовосстановлению, и тогда не получится полная картина занятости этих людей. И, пожалуй, нигде так не ощущается (пусть и тривиально звучит) связь поколений и потребность оставить после себя не вырубку. Ведь ныне спелость той же сосны не меньше 80 лет, а это значит — не мы обеспечили свое сегодня. Следовательно, уязвимые и такие крохотные саженцы – завтрашний день тех, кто придет после, и с кем пути даже, возможно, не пересекутся. Исключение, пожалуй, может составить береза, она «взрослеет» чуть раньше – за 60 годков. А еще приплюсуйте браконьеров, готовых охотиться не только на зверье и деревья, но и людей, запрещающих варварство.
Березнянское лесничество от административного здания Житковичского лесхоза далеко (в 63-х километрах), и глубоко, поскольку маршрут вывозки леса составляет почти 90 километров. Однако эти факторы только стимулируют к добросовестности и порядку.
Нынешним летом в лес на границе с Брестской областью не пустили огонь, пусть самим от усиленных дежурств и бывало жарко. Зато по-прежнему радуют своей грациозностью в специальном вольере косули. На призыв стуком о кормушку к трапезе, убедившись в безопасности, в величавой гордости выступает навстречу лесничему и молодой олень. И что может быть радостнее? Ведь для Владимира Царикевича, чем дальше в лес, тем больше труда и созидания. Не случайно к профессиональному празднику награда Министерства лесного хозяйства в виде нагрудного знака «20 лет безупречной службы в государственной лесной охране Республики Беларусь» нашла своего героя.
– Осень будет поздняя, – сообщает уверенно лесничий на вопрос о причине задержавшейся зелени на березах. И почему-то веришь ему больше, чем любому гидрометцентру.