Жизнь с препятствиями для житковчанки
Она так лихо управляется с коляской, что даже прилично прибавив шаг, этого «пешехода» трудно догнать. А когда, наконец, удается, то, заговорив, напрочь забываешь, что перед тобою человек, чей статус определен в социуме корректностью: «с ограниченными физическими возможностями». Да и вообще жизнь в таком положении представляется вполне приемлемой. Как же иначе? Ведь житковчанка Зинаида Мостовая всегда рада солнцу, новому дню и распустившемуся до срока гладиолусу в своем разнообразном цветнике. Однако, несмотря на хрупкую грань, отделяющую всех и каждого от нелепого случая, обывателю трудно оценить мир с точки зрения людей, не похожих на большинство из нас. В этом нет ничьей вины, но имеется возможность принять другого таким, каков он есть. Ведь, чтобы судить, а бывает и такое, надо пройти довольно сложный и наполненный не только физической болью путь. И понять.
Как-то журналист-телевизионщик решился на один день превратиться в инвалида-колясочника, и прожить это время в реалиях города. То, что открылось здоровому человеку с новой позиции, даже под прицелом видеокамеры его потрясло. Непостижимым образом на пути появлялись препятствия в виде отсутствия в общественных местах кнопок вызова, дверей, не рассчитанных на въезд коляски, непреодолимых бордюр, и равнодушия людей.
Со многим из перечисленного сталкивалась Зинаида Мостовая, но на просьбу вспомнить самый обидный для нее случай даже не нашлась сразу, что ответить. А вот о хорошем отношении людей готова рассказывать бесконечно. И дело здесь не в избирательности памяти, а в отношении человека к миру в целом.
Ее трагедия, разделившая жизнь на до и после, вряд ли кардинально отличается от многих других, оказавшихся для людей роковыми. И в то же время, каждая история, как и сам человек, индивидуальна. Молодая и красивая семнадцатилетняя девушка, полная планов на жизнь и любовь, освоила профессию маляра. Традиционный рабочий день сулил обыденность, не предвещая плохого. Но случилась беда. Выполняя уже привычную для себя работу, Зина по неосторожности поскользнулась на новом подоконнике и, следуя законам гравитации, упала с четвертого этажа. Удар о землю оказался настолько сильным, что только спустя несколько десятков (!) лет, врач признался ей: не жилец, девушка, решил тогда. Это первый на пути ее нового становления человек, что невольно, по законам профессии, ее поддержал. Вера в выздоровление, уверяют доктора, — 90 процентов успеха. Больничная палата, нестерпимые физические муки, морфий, чтобы снять невыносимую боль…Все это она потом постаралась забыть.
Для Зинаиды началась новая жизнь, наполненная дружбой похожих и так отличающихся людей. Объединенные общей темой, они не только поддерживали друг друга морально, но и старались помочь разнообразить жизнь на коляске. Познакомившись в санаториях, девочки из Молдовы и Украины, России и Беларуси, повзрослевшие на сорок лет, до сих пор поддерживают связь. О мобильности и легкости на подъем лучше не спрашивать. Для Зинаиды Алексеевны ничего не стоило навестить подругу в Одессе только с тем, чтобы помочь по хозяйству или ради общения. Море?
— Да, конечно, видела из балкона многоэтажки. — Смеется наша героиня, уверяя, что соленая вода в качестве оздоровления ей противопоказана.
Она вообще все время улыбается, внося позитив в общение. И даже на придирки водителей автобусов, а перемещаться на коляске в те же Дяковичи, где родилась и др., все-таки трудновато, старается поменьше реагировать. Хотя все-таки обидно бывает. И не столько от непонимания, сколько от грубости.
«Сидела бы дома со своей коляской», — как-то в очередной выезд к подруге по сердцу ударил упрек какого-то шофера. Физические испытания, с которыми ежеминутно сталкивается человек, ограниченный возможностями, не такую причиняют боль.
— Просто люди должны научиться уважению, прежде всего, к себе. Ведь хамят, как правило, на что-то обиженные, чем-то угнетенные в своей жизни, — убеждена Зинаида Мостовая. — А унижаться до оскорблений вообще большой грех, не говорю уже о презрении к инвалидам. Им гораздо труднее приспособиться к простым для здорового человека вещам. Когда я жила в Дяковичах, у меня была соседка, слепая с рождения. Ей сделали операцию, но не помогло. Потом она повзрослела, вышла замуж и переехала в Бобруйск. Иногда навещаю ее и поражаюсь чистоте, порядку в квартире. А какие пироги она печет! Как ей это удается — для меня загадка. Или когда-нибудь вы задумывались над тем, как справляется в быту инвалид на двух костылях? Например, чтобы снять с плиты горячую кастрюлю моя знакомая соорудила специальный жгут, прикрепленный сбоку. И, представьте, ни капли никогда не прольет!
Вообще, считает Зинаида Мостовая, полноценная жизнь заканчивается там, где нет друзей и помощников. Телефонный номер Марии Охотенко у нее записан в группе «любимый».
— Но его можно было означить и как скорая и всестороння помощь, — улыбается Зинаида Алексеевна. — Вместе с мужем Аркадием они поддерживают меня духовно и физически. Морально и даже материально. Без этих людей моя жизнь была бы не так наполнена смыслом.
Друзья в ее жизни, как собственноручно высаженная у дома клумба, радующая глаз прохожего по ул. Социалистической. Близкие Зинаиде Мостовой люди разные по характерам, занятости, отношению к жизни. Но словно «майор» и красная «зорька» на одной грядке, — уживаются в ее сердце и несут позитив.
Безусловно, встречаются на ее пути с препятствиями и хищники. В прошлом году женщина с горечью наблюдала из-за собственного забора, как какой-то мужчина варварски срывал георгины.
— Ладно бы аккуратно срезал, — вздыхает Зинаида Алексеевна. А в целом, все плохое как-то забывается. И снова активная женщина, обходя преграды, мчит на своей коляске по широкой дороге жизни.
Кстати, о скорости. Несколько лет назад Зинаида Мостовая заняла первое место на спартакиаде людей на колясках в Гомеле. Выиграв три заезда, оставила позади даже мужчин. Причем, многие из состязавшихся соревновались на так называемых облегченных средствах передвижения.
Случались ли в ее жизни чудеса? Первое то, что она вообще осталась жива. А дальше бывали и помельче. Например, в период, когда всем жилось нелегко, обстоятельства заставили Зинаиду Алексеевну занять у родственников деньги. Пообещала в скором времени отдать в долларах. Однако лучший материальный период заставлял себя ждать, а ее беспокойство стало расти. И вот однажды катит себе женщина на коляске в сторону моторостроительного завода черники в лесу набрать. Вдруг жестом ее останавливает водитель проезжающей мимо машины. Выйдя из салона, протягивает Зинаиде Мостовой десятидолларовую купюру. Как раз ту сумму, что она должна была вернуть.
— Как-то плохое все равно забывается. — Снова улыбается женщина. В любом случае, при разных обстоятельствах нельзя отчаиваться. Или снимать «стрессы» водкой. Таких случаев, особенно среди мужчин, 90%. Мне-то пришлось все наблюдать. И окружающим следует понимать — человек на коляске такой же, как и они, просто ему чуть труднее войти в автобус, обогнуть по специальной дорожке подъезд к супермаркету. В общем, так же, как, например, маме с коляской или кому-то — с тачкой. Ведь Бог обидчикам инвалидов таких поступков не прощает.
В целом же, каждому из нас, признающему только собственный опыт и лишь ту опасность, что угрожает лично ему, не мешало бы вообразить в качестве эксперимента жизнь на коляске. Хотя бы, как журналист ТВ, на день. Возможно, тогда для многих изменился бы мир.
Валентина ПОКОРЧАК.