Дорожно-эксплуатационное управление, что в городе Турове Житковичского района, уже наименованием говорит о сфере занятости
Однако, соприкоснувшись теснее с полем деятельности ДЭУ-111, что в Турове, удивляешься отраслевой разносторонности, географической мобильности и даже креативности подхода к обычным, казалось бы, делам.
Несмотря на середину мая, лицо начальника предприятия поражает плотным загаром. Но чему удивляться, в свою очередь изумляются коллеги: Николая Ивановича трудно застать в кабинете. И дело не в тотальном контроле работников — здесь каждый знает свое дело. Главная его задача — найти, иными словами, обеспечить тот самый фронт работ, который в свою очередь принесет доход предприятию.
Работники ДЭУ, конечно, вникали в послание Президента на экономическую тематику и прислушивались к тому, что государственным предприятиям, получающим на развитие бюджетные деньги, надо шевелиться и самим, не надеясь на очередное покрытие убытков из державной казны. Только в отличие от многих других в Беларуси, они давно зарабатывают сами, изучая тенденции времени и ориентируясь в спросе на услуги.
И как бы ни скромничал директор структурного предприятия «Гомельоблдорстрой», а таковым является ДЭУ-111, Николай Штукарь, роль руководителя во всех областях управления решающая. Особенно, если путь его к ключевой должности тернист и поступателен. А в нашем случае, дорога, в прямом и переносном смыслах, пройдена, прощупана и просчитана. Ведь начиналась она с рабочей специальности, и ни одна ступень, от прораба, мастера, главного инженера, не пропущена. Тем не менее сам он уверен, что только слаженный и профессиональный коллектив — залог любого, даже самого малого успеха.
— Николай Иванович, какой процент финансирования на долю ДЭУ-111 приходится из государственного бюджета?
— В прошлом году нам было выделено семь миллиардов рублей. Работы, которые мы выполнили самостоятельно, принесли 31 млрд. рублей. Вот и считайте, от общей суммы получается чуть больше 20%.
— Деньги из казны целевые?
— Наше предприятие обслуживает все дороги местного значения в районе, именно на их ремонт направляются средства. Мы готовы освоить и большие суммы, от которых зависит состояние шоссе, но, поскольку финансирование ограничено, вынуждены искать работу на стороне. Ведь, чтобы нормально существовать, надо находить возможности зарабатывать.
— Остановки тоже ваши?
— В цифрах это 126 посадочных площадок и 57 автопавильонов, плюс асфальтное покрытие протяженностью 459,636 км, обочины — люди мусорят, а мы убираем. Добавьте сюда 27 мостов. И если уже речь идет о статистике, только в прошлом году мы освоили указанные бюджетные средства, произведя капитальный ремонт 1,8 км дорог.
— Вы имеете в виду в сезон?
— Ямочный ремонт, так называемый «карточный», да и текущий мы вот уже в течение двух лет делаем круглогодично. Если раньше это возможно было в относительно теплое время, то сегодня существуют специальные смеси — СОМ, позволяющие качественно производить восстановление и зимой. В частности пять млрд. рублей мы освоили в прошлом году, охватив текущим ремонтом 13,3 км. Например, только в Турове это весьма наглядно. В список попали улицы Кирова, Колхозная, Бережецкая. Понятно, что не сами они, а проезжая часть. А вообще в 2014 году заасфальтированы дороги вдоль всех улиц этого города.
— Николай Иванович, чему, не свойственному предприятию, довелось научиться?
— Изучая соотношение «спрос-предложение», квалифицироваться приходится в разных видах работ, но я назвал бы их для нас все-таки профильными. Вот уже два года, как освоили укладку тротуарной плитки и бордюр.
— И где можно увидеть результат?
— В Турове — прилегающая территория к молочному комбинату, Красная площадь. Двор кафедрального собора — тоже наша работа. А также дорожки на Борисоглебском кладбище сделаны работниками ДЭУ-111. К этому списку можно добавить подъезды к Замковой горе. Занимаемся благоустройством жилых домов. Находим работу и в сельском хозяйстве. Например, ремонтировали животноводческие фермы в Морохово.
— Что делаете для многоэтажек?
— В Житковичах, в микрорайоне Северный, например, обустроили прилегающую территорию к шестидесятиквартирному жилому дому: пешеходные дорожки, стоянки для автомашин и т.д. Где есть работа, куда приглашают — туда и отправляемся. Недалеко от АЗС в Лагвощах построили автомобильную стоянку.
— Главное оперативность?
— Сроки, конечно, имеют значение. Но, учитывая конкуренцию, очень важно ориентироваться на качество работ.
— Говорят, в Запесочье, обойдясь без ландшафтного дизайнера, в рекордные сроки соорудили у школы стадион.
— Люди, действительно, старались. Без выходных работал и главный инженер, благо, что живет в Запесочье. Построили беговые дорожки, футбольное поле с искусственным покрытием, детские спортивные площадки. Обустроили тротуары и распланировали клумбы. Что касается дизайна, то мы все, включая и педагогов, а их мнение было решающим, советовались, как лучше и удобнее сделать важный для детей объект. Даже отреставрировали тематическую скульптуру 60-х, осовременили и водрузили на постамент. За две недели мы справились с достаточно приличным объемом работ. При том, что погода выдалась не совсем подходящая.
— Учитывая варьирующую себестоимость услуг, ведь рынок не стабилен, включая текущие расходы, вам все же удается держаться на плаву. Предприятие работает с экономическим плюсом?
— Это так, но большая часть средств уходит на содержание коллектива, а нас, вместе с директором, 65 человек. Прибыль «съедается» командировочными расходами, оплатой жилья работникам в этот период, а также много затрат идет на передислокацию специальной техники в другие регионы, потому как вынуждены искать фронт занятости по всей республике — в Брестской и других областях. Да и заработная плата, понятно, зависит от объема работ и конкурентоспособности предприятия.
— Рассчитываются заказчики по факту выполнения работ?
— Чаще всего так и происходит. Но у нас, имеется в виду «Гомельоблдорстрой», есть свой щебзавод, расположенный в Глушкевичах. Там мы можем брать расходные материалы, а расплатиться — после выполнения заказа.
— Николай Иванович, ваше предприятие упрекают в посредственном содержании некоторых дорог в отдельных населенных пунктах.
— Об объемах и суммах, на которые выполнены работы, я уже рассказал. Эти две составляющие тесно связаны. И если где-то что-то не успели, то по вполне объективным причинам — отсутствии финансирования.
— ДЭУ оказалось в списке не выполнивших задание по субботнику. Но вы же участвуете в благоустройстве района?
— Все, что нам поручено, мы сделали: мусор вывезли, траву скосили. Просто на момент обследования не успели еще завершить работы из-за отсутствия на то время топлива. К праздникам все успели сделать.
— Какой вид работ намерены осваивать еще?
— Специалисты ДЭУ-111 способны и быстро обучаемы. Многое зависит от спроса на услугу. Мы освоим все, что остается для нас в той или иной степени профильным. Помните? Ведь кадры решают все.
Валентина Покорчак.