С социальной точки зрения
Бюджет района на протяжении этого года также сохраняет социальную направленность. При этом особое внимание уделяется вопросам социальной поддержки населения. От всех поступивших доходов более 65 процентов направлено именно на социальную сферу – это 168 861,7 млн. рублей.
В сложившейся структуре расходов 135 158,1 млн. рублей или 80,0% составили социально значимые расходы. Из них расходы на заработную плату с начислениями составили 114 672,6 млн. рублей. Расходы на питание и медикаменты – 11 100,4 млн. рублей. На выплату всех видов трансфертов населению из бюджета района направлено 9035,0 млн. рублей, в том числе на выплату государственной адресной социальной помощи населению — 1 425,3 млн. рублей (965 членов семьи); на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни — 767,3 млн. рублей (222 ребенка), на оплату медикаментов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей и бесплатное зубопротезирование, заготовку донорской крови — 2375,0 млн. рублей и др.
Более 17 миллиардов рублей составили расходы на оплату коммунальных услуг.
В среднем по району расходы профинансированы на 96,6% к плану отчетного периода.
— Всего с начала года в консолидированный бюджет района поступило 104 812,2 млн. рублей собственных доходов. Исполнение годового плана составило 71,7%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наполняемость бюджета района увеличилась на 4,6 млрд. рублей или на 4,4%, но, приведя поступления в сопоставимые условия, бюджет недополучил 12,3 млрд. рублей или 6,7%, — констатировала начальник финансового отдела райисполкома Наталья Купрацевич.
При этом основной причиной снижения поступлений в районный бюджет за сравниваемые периоды Наталья Анатольевна назвала изменение порядка зачисления налога на прибыль от предприятий республиканской формы собственности, в соответствии с которым налог от указанной группы плательщиков поступает в республиканский бюджет с января текущего года без последующего распределения в районный бюджет.
Однако отмечается положительная динамика в наполнении бюджета района в течение кварталов. Так, если в первом квартале поступило 28708,2 млн. рублей, во втором квартале — 37589,8 млн. рублей, в третьем — 38517,2 млн. рублей, соответственно 130,7% и 102,5%.
В формировании районной казны принимали участие около 17117 тыс. плательщиков, в том числе 523 — организации, 544 — индивидуальных предпринимателя и более 16 тысяч физических лиц. По итогам 9 месяцев основными бюджетообразующими организациями района стали: РайПО, ГЛХУ «Житковичский лесхоз», ОАО «Житковичский ТБЗ», КУП «Житковичский коммунальник», ОАО «Житковичлес», ОАО «ЖМЗ». От данных предприятий в доход консолидированного бюджета поступило 28181,9 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в доходной части бюджета района занимает подоходный налог — 46,3%. В бюджет Житковичского района за 9 месяцев 2014 года поступило 48479,0 млн. рублей. По отношению к прошлому году поступления данного платежа выросли в 1,2 раза (в сопоставимых условиях плюс 6389,9 млн. рублей). Прирост, главным образом, обеспечен за счет увеличения за январь-август 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года начисленной среднемесячной заработной платы работникам района в 1,2 раза (4400,0 тыс. рублей).
Поступления подоходного налога от предпринимательской деятельности снизились на 17,8 млн. руб. Причиной является переход с 2013 года отдельных плательщиков на уплату налога по упрощенной системе налогообложения.
Тем не менее при данной системе уплаты налогов сохраняются положительные темпы поступлений — в бюджет района поступило 4650,5 млн. рублей. Поступления налога по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 815,5 млн. рублей, или в 1,2 раза.
За отчетный период в бюджет района поступило 15 019,7 млн. рублей земельного налога и налога на недвижимость с юридических лиц, 224,1 млн. рублей налога за игорный бизнес, от организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, — 73 млн. рублей. Также районный бюджет пополнялся за счет сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в районной коммунальной собственности от реализации государственного имущества, за размещение (распространение) наружной рекламы и др.
С целью пополнения доходной части бюджета соответствующим службам района необходимо активизировать работу по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, в том числе по его отчуждению. Должна быть продолжена системная работа по проведению аукционов на право заключения договоров аренды и продаже в частную собственность земельных участков.
Расходовались же средства из районного бюджета, кроме содержания социальной сферы, на развитие отрасли «Сельское хозяйство» (9204,1 млн. рублей), на субсидирование предприятий, осуществляющих предоставление населению социально-значимых услуг, (38431,6 млн. рублей), на оплату расходов по благоустройству г. Житковичи и г. Туров и на их освещение (18964,1 млн. рублей), на финансирование автотранспортного предприятия района, осуществляющего городские и пригородные пассажирские перевозки (2073,5 млн. рублей), на возмещение Житковичскому филиалу КУП «Гомельоблтопливо» разницы в ценах на твёрдое топливо, реализуемое населению, и расходов по его хранению, доставке и реализации (1435,5 млн. рублей).
Светлана Севостьянова.