Расписание на завтра
За последние пять лет количество учащихся в нашем районе уменьшилось более чем на 700 человек, считай, исчезла целая городская школа. И процесс снижения числа учеников, имеющий место в силу демографических тенденций, продолжается. Особенно это заметно в сельской местности, где учреждения образования стремительно мельчают год от года.
Наименьшее количество ребят сегодня учится в Хлупине, всего сорок человек. Но с учетом еще восьми малышей детского сада, существующего под одной крышей с девятилеткой, в школу ходят 48 мальчиков и девочек. В Хвоенском детском саду – базовой школе осталось сорок четыре ученика и семь воспитанников. Не дотягивает до полусотни и количество ребят в Гребеньской школе.
Учебный класс:
ты, да я, да мы с тобой
Сюда из окрестных деревень ежедневно добираются маленькие жители Найды, Рудни, Гребеневского и Гребеня. В лучшие времена здесь учились в две смены более 150 ребят. Сейчас же в девятилетке азы наук постигают 46 школяров: 18 девочек и 28 мальчиков. Самый маленький класс — третий, где только два ученика, семиклассников и четвероклашек больше всего — по семеро. В прошлом учебном году здесь было 6 выпускников: двое продолжили учебу в житковичской школе, четыре поступили в колледжи.
— Наша школа как большая семья, — перечисляет преимущества малокомплектного учреждения его директор Ирина Салей, исполняющая также работу завуча и завхоза. — Мы отлично знаем не только характеры и способности всех детей, но и каждого родителя, их условия и качество жизни. Как, впрочем, на виду и все работники школы. Педагоги всегда готовы при необходимости друг друга подменить, оказать методическую и другую помощь, так и персонал.
Кстати сказать, здесь трудится 23 человека, в том числе 12 педагогов. Из них всего трое — местные жители, остальные ежедневно приезжают из райцентра за 12 километров. На каждого взрослого приходится ровно два ученика: в буквальном смысле почти индивидуальный подход.
Казалось бы, это несомненный плюс, однако, кроме учительского мастерства, важны и стартовые возможности ученика, без которых даже самые усиленные занятия не принесут должного эффекта. Вот поэтому зачастую из-за проблемы отсутствия выбора очень сложно конкурировать Гребеню с большими школами в том же олимпиадном движении, различных конкурсах и спортивных состязаниях, особенно командных. А сегодня все вложения (факультативы, стимулирующие уроки и т.д.) должны давать отдачу, приносить результат.
Но и при таких условиях педагоги стараются вкладывать в своих учеников знания, воспитывать лучшие качества. В школе хорошим словом вспоминают бывшего директора Григория Блоцкого, отработавшего здесь три десятка лет. Отлично работают учителя Тамара Ханеня, Валентина Блоцкая, Татьяна Гулюта. Елена Акунец — учитель начальных классов, как и директор, имеет высшую квалификационную категорию.
Нынешний год для школы юбилейный — восьмидесятый. И встречает учреждение эту дату в неплохом физическом состоянии. Радуют глаз ухоженный двор с симпатичной фигурой импровизированного бусла у колодца, уютные классы и просторный коридор с новым линолеумом. Однако, по словам Ирины Александровны, содержать школу, обслуживать ее функционирование непросто. В материальном плане это помогают делать спонсоры.
За два года ее директорства были установлены шефские связи с международным гуманитарным фондом «Будущее с надеждой». Благодаря этому сотрудничеству в школе появился спортинвентарь, а 20-ти ребятам из небогатых семей купили зимние пальто. Признателен руководитель и Александру Алпееву — известному земляку, который в свое время здесь учился, а сейчас возглавляет одно из высших учебных заведений республики. Этот неравнодушный к своей малой родине человек привез в школу стройматериалы, жалюзи, телевизор, музыкальный центр.
Когда уйдем
со школьного двора
Учитывая уменьшение числа детей, и коллектив, и сельскую общественность уже не один год тревожит возможная перспектива закрытия школы. Люди считают, что в такой оптимизации больше минусов, чем плюсов. Пока есть школа — живет и деревня. При переходе в город гребеньским ребятам будет непросто адаптироваться в большом классе, многие попросту могут потеряться. Родители станут больше волноваться за малышей, вынужденных ездить на учебу автобусом. Да и учительским кадрам, техперсоналу придется искать новое место работы.
Вопросом закрытия бесперспективных школ озабочены и в отделе образования, спорта и туризма райисполкома. Его начальник Александр Емельянов уверяет, что рассматривать его в отношении каждого учреждения необходимо индивидуально:
— Здесь важно учесть все нюансы, ведь строгих критериев ликвидации школы нет. Главный аспект — финансовый. К примеру, самые «дорогие» дети сегодня учатся в Хвоенске, где бюджетные расходы на одного учащегося составляют 40 миллионов рублей в год. Ведь при наличии 51 ребенка содержать приходится школу, рассчитанную на 600 человек. В 27 миллионов рублей обходится каждый учащийся той же Гребеньской школы, проектная мощность которой составляет 80 учащихся. Получается, что даже при условии покупки автобуса для подвоза этих детей в соседние школы мы существенно экономим.
Оптимизация сети образования — процесс неизбежный. В течение трех последних лет с карты района исчезли две школы — в Перерове и Сторожовцах. Александр Львович отметил, что такая участь в следующем учебном году ждет девятилетку в микрорайоне Житковичи-1. По законодательству средняя наполняемость классов в городской местности должна быть 25-30 человек, а здесь обучается всего 65 ребят.
Что касается других «камерных» школ, то, так сказать, общий знаменатель по ним еще предстоит найти. Рассматриваются различные варианты – от преобразования некоторых из них в начальную и перехода в другое здание до объединения с другими учреждениями образования. Главное, чтобы к вопросам реорганизации подход был действительно взвешенным, а решение — самым оптимальным.
Светлана Шеколян.