Дорогу знаний осилит …желающий
В числе пяти вопросов, вынесенных на рассмотрение депутатам на двадцать восьмой сессии районного Совета депутатов двадцать шестого созыва, был проанализирован ход выполнения Программы развития образования Житковичского района на 2011-2015 годы. На наиболее важных аспектах ее остановилась заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Татьяна Русая. Были сделаны акценты на том, что удается лучше, названы проблемные моменты, возможные варианты исправления ситуации.
В соответствии с данной программой в период с 2011 по 2013 год были закрыты учреждения общего среднего образования с учетом демографической ситуации: Переровская базовая школа, Сторожевецкая базовая школа. Организован подвоз учащихся в соседние школы. Кроме того средняя школа №4 г. Житковичи реорганизована в базовую школу, Красноборский детский сад и Красноборская средняя школа реорганизованы в учреждение типа детский сад-средняя школа. В настоящее время проводится работа по реорганизации Запесочской базовой школы и Запесочского детского сада в учреждение типа детский сад-базовая школа.
— В эти годы отмечается тенденция развития системы дошкольного образования, — констатировала Татьяна Васильевна. — Охват детей дошкольным образованием по району от 3-х до 6 лет составляет 99,5%, для сравнения в 2010 году был 80%. Это стало возможным благодаря открытию в д. Хильчицы учреждения образования типа детский сад-средняя школа. Также была проведена реорганизация Ричевской и Юркевичской средних школ в учреждения типа детский сад-средняя школа. Организован подвоз дошкольников из д. Малешев в Хильчицкий детский сад-среднюю школу. В 2012 году для увеличения мест в городских дошкольных учреждениях первые классы переведены на базу учреждений общего среднего образования.
Продолжают развиваться и новые формы дошкольного образования, такие как адаптационные группы, «Материнские школы», летние площадки, группы утреннего и вечернего досмотра, оказываются и дополнительные образовательные услуги сверх базового компонента через организацию кружковой работы. Исходя из запросов семьи, учитывая интересы и склонности воспитанников, в 2012 году была организована работа 55 кружков, из них 28 кружков на платной основе. Система образования района включилась в инновационную деятельность на республиканском уровне (ДЦРР).
Обеспечено решение главной задачи укрепления и сохранения здоровья дошкольников, количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни снизилось. За последние два года в учреждениях дошкольного образования не произошло ни одного несчастного случая с детьми.
Система общего среднего образования в районе представлена 29 учреждениями общего среднего образования. Образовательные запросы учащихся осуществлялись путем организации 1231 факультатива. Межшкольными факультативами охвачено 255 учащихся. Организовано профильное обучение. В районе функционирует гимназия.
Активизирована работа по организации исследовательской деятельности. В текущем году в исследовательские проекты вовлечено 932 учащихся (2012 год – 604). Причем в исследовательскую деятельность включаются постепенно и дошкольные учреждения.
Специальное образование, охрана детства осуществляется в четырех дошкольных учреждениях, где функционируют 5 специальных групп, в которых обучаются по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи 65 ребят. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии в 2011/2012 году две специальные группы реорганизованы в пункты коррекционно-педагогической помощи. В дошкольных учреждениях открыты интегрированные группы, в которых по специальным программам обучаются 12 детей.
Всего же в районе проживает 387 детей с особенностями психо-физического развития, из них 61 ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРО и Р) функционирует одна специальная группа для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в развитии, в которой получают образование 6 детей. Функционируют 2 специальных класса. В 19 учреждениях образования города и района открыты 78 интегрированных классов, в которых обучаются 116 детей.
Осуществляется целенаправленная работа по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в районе проживает 147 детей данной категории. Из них: в шести детских домах семейного типа (ДДСТ) воспитывается 38 детей (в 2010 году их было 4), в 41 опекунской семье воспитывается 54 ребенка, в 35 приемных семьях воспитывается 55 детей, 7 детей данной категории находится в сельскохозяйственном лицее г. Житковичи.
К сожалению, по результатам межведомственной работы количество детей, находящихся в социально опасном положении, не снижается. По состоянию на 01.01.2013 г. в регионе проживало 67 семей, в которых 150 детей находились в социально-опасном положении.
В районе работает социально-педагогический центр, в состав которого входит социальный приют, рассчитанный на стационарное временное содержание 14 несовершеннолетних сроком до 6 месяцев в возрасте с 3 до 18 лет. За время его работы прошли реабилитацию 343 ребенка.
О ц целенаправленной воспитательно-профилактической работе свидетельствует снижение уровня подростковой преступности на 77,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Уменьшилось число краж, нарушений правил дорожного движения, хулиганств. Однако есть рост правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков и нахождением несовершеннолетних в вечернее время без сопровождения взрослых.
Мониторинг занятости каждого подроста в свободное от учебы время показал, что общая посещаемость кружков, секций, клубов, факультативов составляет 91% от общего числа учащихся в районе.
Особое внимание уделяется занятости учащихся, состоящих на различных видах профилактических учётов. По результатам мониторинга в учреждениях образования была организована 100% занятость детей из СОП семей; 99% — детей, состоящих на учёте в ИДН, КДН; 100% — детей, состоящих на внутришкольном учете.
В учреждениях общего среднего образования действует 28 пионерских дружин. На базе центра творчества ведётся также работа по обучению пионерского актива. На текущий момент 89% учащихся являются членами детских и молодежных объединений.
Одной из популярных среди учащихся форм внеурочной занятости является клубная деятельность. Через работу клубов ЮИД, ЮСП, ЮДМ осуществляется правовое просвещение школьников.
В течение года популярным видом деятельности «черллидингом» занимались 170 учащихся нашего района. Команда СШ №3 г. Житковичи представляла район на областном конкурсе и среди 27 команд области стала победителем.
В течение прошедшего учебного года более 850 учащихся школ района приняли участие в 67 конкурсах: 29 районных, 30 — областных, 7 — республиканских, 1 — международном.
Работа по обеспечению педагогическими кадрами в районе осуществляется в соответствии с принципами государственной кадровой политики, программой «Кадры» на 2011-2015 годы.
— Обеспеченность кадрами на начало учебного года составила 100%, имеющиеся вакансии закрываются педагогами, вышедшими ранее на пенсию, а также педагогами-совместителями, — отметила Татьяна Русая. — Однако кадровая проблема начинает назревать в районе, так как вместо 32 заявленных в район направлено всего 22 молодых педагога. Ранее ежегодно в район прибывало 33-35 молодых специалистов. Показатель закрепления молодых специалистов составляет 79%. В основном уезжают молодые специалисты из отдаленных сельских населенных пунктов по причине отсутствия благоустроенного жилья, изменения семейного положения.
В целях обеспечения учреждений педагогическими кадрами, а также повышения их образовательного уровня, осуществляется получение второго высшего образования через систему переподготовки. Продолжается целенаправленная работа по профориентации выпускников на педагогические специальности. В 2013 году на педагогические специальности поступило 42 выпускника. На целевое обучение направлено 7 выпускников по 6 специальностям.
Сейчас в учреждениях образования района работает 973 педагогических и руководящих работников, из них 614 учителей. 90% имеют высшее образование (2010 — 78,8%).
16,6% учителей и 36,71% руководителей уже получили сертификаты пользователей компьютерных технологий. В областном конкурсе информационно-библиотечных центров гимназия г. Житковичи получила диплом 1 степени. 100% учреждений общего среднего образования имеют доступ в широкополосной интернет, что обеспечивает оперативность обмена информацией.
Не первый год подготовка к новому учебному году учреждениями образования осуществлена коллективами с минимальным привлечением бюджетных средств. Оказана спонсорская помощь ОАО «Белагропромбанк» на ремонт Озеранского детского сада-средней школы и Запесочской базовой школы. Завершился второй этап реконструкции Вересницкой средней школы. В новом учебном году учащиеся Вересницкой средней школы впервые в истории школы занимаются физической культурой в просторном светлом спортивном зале. В этом году на строительство данного объекта Гомельтранснефть выделил около 9 млрд. рублей.
На капитальный ремонт учреждений из бюджетных средств в период с сентября 2012 года было затрачено лишь 760 млн. рублей. На текущие ремонты учреждений образования за истекший период времени было израсходовано около 300 млн. рублей бюджетных средств.
— К сожалению, дефицит финансовых средств определяет и ряд нерешенных вопросов, — говорила докладчик. — Имеются некоторые трудности в организации подвоза учащихся. На балансе отдела образования находится 13 единиц школьных автобусов. До конца срока службы большинства из них осталось 1-2 года, естественно требуются значительные усилия со стороны отдела образования, руководителей учреждений образования, чтобы их техническое состояние позволяло осуществлять безопасный подвоз учащихся и дошкольников. К новому учебному году удалось разрешить наболевший вопрос с приобретением нового автобуса для Люденевичской средней школы.
Есть серьезные проблемы с освещенностью учебных кабинетов в ряде учреждений. Требуется замена оконных блоков в ряде учреждений, ремонт кровли, замена технологического оборудования на пищеблоках, не решен вопрос подвода горячей воды к умывальникам для мытья рук повара, требуются установка ранее демонтированных ванн для мытья овощей, во многих учреждениях требуется замена моечных ванн, а также установка дополнительных ванн. Имеет место неисправность и недостаточность технологического оборудования: жарочных шкафов, электромясорубок, картофелечисток, требуется замена как столовой, так и кухонной посуды.
Решать все озвученные вопросы совместно, детально анализировать каждый шаг, использовать все имеющиеся резервы, стимулировать повышение профессионального уровня педагогов через целевое обучение в учреждениях высшего образования, продолжить работу по привлечению спонсорских, внебюджетных средств на обновление учебного, игрового, спортивного оборудования, обеспечения выполнения требований органов государственного надзора в вопросах обеспечения безопасной жизнедеятельности учащихся и воспитанников — именно работая над этими аспектами, высказала мнение Татьяна Русая, удастся повысить качество и уровень образования районе. При этом потрудиться необходимо не только педагогам и детям, но и родителям.
Подготовила
Светлана СЕВОСТЬЯНОВА.