На заметку коррупционеру…
В нашей республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства. В ней определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с этим опаснейшим проявлением, а также предусмотрена жесточайшая уголовная ответственность за данные преступления.
Дабы не оказаться в неприятной ситуации, Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» для всех государственных мужей должен стать своего рода настольной книгой.
Сам закон не устанавливает ответственности и не направлен на борьбу с конкретными коррупционными проявлениями, а носит системообразующий «рамочный характер» и в большей степени регулирует вопросы предупреждения коррупции.
В законе изложен перечень граждан, которые в своей деятельности могут допустить правонарушения, связанные с коррупцией. К их числу относятся: представители государственной власти, государственные служащие, являющиеся должностными лицами и иные должностные лица, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе; зарегистрированные кандидаты в Президенты Республики Беларусь или в депутаты; лица, занимающие в негосударственных органах должности, связанные с выполнением организационно распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций.
Кроме того, коррупционерами могут быть признаны лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, преподаватели учебных заведений, медицинские работники), представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка (дружинники), отправлению правосудия (судебные заседатели); иные лица государственных органов, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удостоверением нужд, запросов и потребностей населения; а также должностные лица иностранных государств и международных организаций.
Действия государственного должностного или приравненного к нему лица расцениваются как коррупция, если оно:
• вымогает, принимает имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;
• принимает приглашение в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счёт физических и (или) юридических лиц, за исключение поездок по приглашению близких родственников; поездок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договорённости между иностранными и белорусскими госорганами, и некоторых других;
• передаёт физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетные средства или иное имущество, находящегося в государственной собственности;
• использует в личных либо в неслужебных интересах представленное для осуществления государственных функций имущество, находящееся в государственной собственности;
• незаконно использует или умышленно скрывает имущество, полученное в результате совершения коррупционного правонарушения;
• использует свои служебные полномочия в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
В Законе имеется также понятие – «правонарушения, создающие условия для коррупции, к которому в числе других отнесены и такие действия государственного должностного лица, как:
• вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность других госорганов и организаций, если это не входит в круг его полномочий;
• оказание при подготовке и принятие решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий;
• использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые или внеслужебные интересы;
• использование в этих же целях информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
• нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;
• требование предоставить безвозмездную (спонсорскую) помощь, а также нарушения порядка ее предоставления и использования.
Закон установил заслон проявлениям в любых сферах деятельности кумовства и протекционизма. В том числе и через установление соответствующих ограничений не только для самих государственных должностных и приравненных к ним лиц, но и членов их семей. Определено, что члены семьи также не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счёт физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от государственного должностного или приравненного к нему лица.
Не допускается и прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, если их служебная деятельность связана непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому.
Государственные должностные лица, а также лица, претендующие на занятие этой должности, дают письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных законом. Так, они не вправе:
• заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц;
• выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);
• иметь счета в иностранных банках (за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах).
Граждане Беларуси, поступающие на государственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны предоставить декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган.
Принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества (в том числе и подарков) в связи с исполнением служебных обязанностей расценивается законом как коррупционное правонарушение. Однако к принятию сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, это не относится.
Человек, противоправно предоставивший государственному должностному или приравненному к нему лицу имущество или другую выгоду, освобождается от ответственности лишь в двух случаях:
• если имело место вымогательство;
• если человек добровольно заявил о содеянном.
В заключение следует отметить, что борьба с коррупцией является задачей первостепенной государственной важности любого цивилизованного государства. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо работать одновременно в двух направлениях. Первое — устранение причин и условия существования таковой. Второе — борьба с проявлениями коррупции, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны конкретных лиц и преступных сообществ.
В. Волохин,
прокурор района советник юстиции.