Do you speak about бережливость?
Нередко в выступлениях руководителей проскальзывают фразы: «выделенные ресурсы освоены в полной мере», «выделенные деньги израсходованы правильно».
Слушают выступление сотрудники и думают: дежурно говорит о бережливости (энергоэффективности, экономичности), а, значит, не проникся этим, выступает, так сказать, «во исполнение», исполняет ритуал. По форме вроде все правильно, а вот внутреннее содержание… Раз сам не болеет душой и в итоге не является эталоном бережливости, чего он тогда хочет от нас?
Почему такое случается? Руководитель может считать, что проводится очередная разовая кампания. Мол, этот год как-то переживем, а следующий будет проходить под новым девизом. Там видно будет…
Господа руководители компаний, владельцы бизнесов! Пора менять язык и мышление. Без этого (с последующей переменой в действиях) невозможна подлинная реализация задуманного в Год бережливости.
Вот некоторые критерии перехода на язык Года бережливости.
Первое — своего ли уровня вопросы затрагивает руководитель? Если докладчик — первое лицо действующего бизнеса, его задача заключается в порождении новых идей, «открытии» новых «месторождений» прибыли, новых способов зарабатывания денег, изыскании ресурсов на освоение этих «месторождений», открытии новых и закрытии старых проектов, проведении крупных экспериментов, подыскивании или создании команд менеджеров, определении системы их контроля и мотивации. Если он говорит об ином, то, скорее всего, доклад для него подготовили сотрудники более низких уровней, а он не проработал его под свой. И даже если доклад густо «приправлен» нужными словами, эта компания еще не прониклась ни бережливостью, ни экономичностью.
Второе — что докладчик понимает под бережливостью и экономией? Согласно моей статистике выполнения специальных упражнений студентами и слушателями экономических специальностей , не более чем 1 из 10 специалистов с экономическим образованием будет раздумывать, как увеличить доходную часть. Основная масса акцентирует внимание на сокращении расходной части. И когда требуется выполнить задачу «сократить», часто под сокращение попадают вовсе не расходы. Дело в том, что многие не различают «затраты» и «расходы». А это приводит к сокращению продуктивных затрат.
ПРИМЕР 1. «Мы до сих пор не выходим на безубыточность. Нужно сократить расходы», — заявил руководитель и существенно урезал расходы на привлечение клиентов и персонала. Перепутав продуктивные переменные затраты с постоянными расходами, он упускает возможность получить достаточное количество клиентов и укомплектовать штат. За счет чего компания выйдет на безубыточную работу?
ПРИМЕР 2. Правильное управление ресурсами позволяет исключить как излишние запасы, так и нехватку, скажем, необходимых запчастей. Вместо того чтобы создать обменный фонд запчастей, установить их критическую отметку и тем самым свести до минимума остановки оборудования, начальнику участка предписывается подать заявку в отдел снабжения. Заявку ставят «в очередь на проплату», время идет, затем требуется ее «актуализировать» (вдруг техническая служба сумела выпутаться без запчастей), а оплачивают едва половину заявленного. В итоге компания имеет хроническое недофинансирование основного производства, проблемы с качеством, заниженный выход продукции с единицы оборудования. То есть, пытаясь сократить расходную часть, сокращают продуктивные затраты и теряют текущую денежную выручку.
Третье — какая терминология используется: вместо понятий «освоить», «израсходовать» — «вкладывать», «вложены»; не «оказывать материальную поддержку», а «создавать условия для зарабатывания» или «давать заработать»; не «доводить задания…», а «создавать условия, чтобы привлечь…».
Говоря проще, переход на язык Года бережливости и понимание его — ключ к успеху.
Дипломированный консультант по управлению кандидат экономических наук, доцент Александр АРТЕМЕНКО.